К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По всем фронтам. Как остаться профессионалом во время декрета

Фото Drew Angerer / Getty Images
Фото Drew Angerer / Getty Images
После декретного отпуска женщина оказывается между двух огней. С одной стороны, она боится быть плохой матерью, с другой — плохим сотрудником

Возвращаться на работу после декретного отпуска можно с радостью, огорчением или страхом, но в любом случае — это стрессовая ситуация. Хедхантинговая компания «Контакт» (InterSearch Russia) опросила около 150 женщин, занимающих в бизнесе руководящие позиции, и выяснила, что только 15% сотрудниц не сталкивались с какими-то трудностями после декрета. Дамам сложно совмещать работу с заботой о ребенке, резко входить в рабочий темп. Они чувствуют себя виноватыми перед начальством за то, что приходится отпрашиваться из-за болезни ребенка или по другим семейным обстоятельствам.

В случае резкой смены образа жизни на вас сваливается невероятный психологический груз, колеблющийся между «комплексом плохой матери» и «комплексом плохого сотрудника». Как справиться с ответственностью, которая буквально выбивает из колеи в первое время? Вот несколько приемов, которые помогут вам быстро адаптироваться на работе и войти в привычный ритм.

Готовьтесь заранее

Начинать надо с самого начала — с беременности или хотя бы первых месяцев декретного отпуска. Определите сами для себя: вы хотите остаться в этой компании и в этой должности или все же уйти? Очень часто я вижу, как в декрете у женщин происходит полная переоценка ценностей: кто-то открывает свой бизнес, кто-то решает полностью переключиться на семью, кто-то меняет сферу деятельности.

 

Если вы понимаете, что карьера для вас по-прежнему в топе жизненных мотиваторов, не оставляйте ее в период декрета. Темп жизни все больше ускоряется, развиваются технологии, растет объем задач, и если вы выпадаете на время из этого несущегося во весь опор поезда, нагнать его будет очень сложно. Чем дольше вы оторваны от профессиональных трендов, тем сложнее вам будет наверстывать упущенное.

«Я села писать свое первое деловое письмо и поняла, что в принципе не могу сформулировать двусоставное предложение — три года я общалась максимально односложно, используя самые простые слова», — призналась мне одна из знакомых.

 

По возможности оставайтесь в профессии. Следите за тенденциями и изменениями рынка, читайте новости, книги, изучайте публикации признанных экспертов в социальных сетях. Если график позволяет, самое лучшее — оставлять за собой отдельные проекты и задачи на период декретного отпуска и тратить на работу несколько часов в неделю.

Например, одна из участниц опроса «Контакта» отметила, что использовала декретный отпуск для обучения и повышения квалификации. Это позволило ей вернуться в «рабочий» строй гораздо быстрее и с новыми навыками.

Поддерживайте связи

Постоянно напоминайте о себе и будьте в курсе новостей компании. Переписывайтесь с коллегами и начальством, по возможности приходите на работу «поболтать» или приглашайте гостей домой. Не замыкайтесь в своем мире. Это хорошее время и для встреч с коллегами по отрасли, экспертами, HR-консультантами: не стесняйтесь просить у них советов, исследовать рынок, спрашивать о новостях. В конце концов, если вы заперты дома, современные технологии позволяют организовать беседу удаленно.

 

Настаивайте на гибком графике

Наш опрос показал, что в 50% случаев справиться со стрессом после декретного отпуска женщинам помогает начальник, а в 44% случаев — коллеги. Не бойтесь просить о помощи в первое время: поверьте, многие сами проходили через подобное и готовы поддержать вас. Узнайте о гибком графике на первый месяц или другой срок — это поможет вам быстро встроиться в систему. Озвучивая запрос, не используйте эмоции, а просто объясните, почему ваша работа в таком случае будет более эффективной и продуктивной для компании. В конце концов рассмотрите возможность нового трудоустройства: иногда это лучше, чем вернуться в изменившуюся компанию, особенно после полноценного трехлетнего отпуска.

Делегируйте быт

Вы не сможете уделять достаточно времени работе, если у вас не организован быт. В первое время вам потребуется помощь близких. Например, можно создать чат для родственников и друзей, которые готовы прийти на помощь в любую минуту.

Чем выше должность, тем меньше ресурсов будет оставаться на дом — в этом случае делегируйте все задачи, которые будут отвлекать от хозяйственных проблем. Разговаривая с топ-менеджерами, я часто вижу, что руководители берут себе в помощники еще одного секретаря, который занимается только личными вопросами: курирует расписание дня детей, согласовывает врачей, поездки и другие домашние дела.

Другая тенденция, заметно усилившаяся за последние 3-4 года, — передача декретного отпуска мужу. Июньское исследование международной организации Promundo, работающей с вопросами гендерной справедливости и предотвращения насилия, показало, что почти 63% мужчин берут отпуск на работе для участия в уходе за ребенком в первые недели или месяцы.

Марк Цукерберг официально объявлял о декретном отпуске дважды — после рождения обеих дочерей. Дэниэл Мерфи, суперзвезда бейсбола, пропустил первые две игры сезона 2014, чтобы остаться с ребенком. Довольно длинный декретный отпуск брали Канье Уэст, Хит Леджер и даже принц Уильям. Ричард Брэнсон, британский миллионер, предлагает своим сотрудникам-мужчинам отпуск по уходу за ребенком. «Как отец и дедушка трех замечательных внуков, я знаю, насколько волшебен первый год жизни ребенка, но как много усилий он требует», — говорит он. В числе других западных компаний, активно поддерживающих декретный отпуск для мужчин — Bullhorn, eBay, EY. А по законодательству Швеции и Норвегии минимум три месяца из 18 декретных должны использоваться вторым родителем.

 

Я сама знаю десяток примеров женщин-руководителей успешных российских компаний, которые довольно быстро вышли на работу после декрета, оставив основную заботу о детях мужьям. Среди них топ-менеджеры Mail, FIFA-2018, «Сбербанка».

Подключите нетворкинг

Найдите единомышленников — почему бы не организовать на работе регулярные встречи по передаче опыта? Общение с теми, кто прошел через постдекретную адаптацию, как минимум, поможет психологически, а может быть, и откроет несколько лайфхаков по управлению временем и прочим аспектам.

Такую мысль высказывает Лори Махалик-Левин, автор книги «Back to Work After Baby: How to Plan and Navigate a Mindful Return from Maternity Leave». Автор организовала в офисе «отряд работающих мам», который включал ежемесячные встречи за обедом и онлайн-форум. «Это действительно сплотило родителей в компании, где я работаю», — пишет она.

В вашей компании еще нет программы адаптации для женщин, вышедших после декрета? Выступите с инициативой перед HR-отделом, предварительно заручившись поддержкой других сотрудников. В конце концов во многом эта программа будет повторять систему адаптации новых работников — почему бы и молодым мамам не присоединиться к ней?

 

Организуйте детский сад на работе

Ваша задача — сократить время на логистику. Что может быть удобнее офиса в нескольких шагах от дома и детского сада рядом с офисом? И если работодатель вряд ли захочет переносить свой бизнес поближе к вашей квартире, то почему бы не попробовать организовать корпоративный детский сад? Подобные инициативы практикуются в основном в крупных компаниях — Шереметьево, «Мираторге», банке «Хоум кредит», Google. Соберите единомышленников и обоснуйте свою инициативу. Аргумент для работодателя — более высокий уровень концентрации сотрудников на своих задачах, меньше усталости и волнения, рост лояльности и сплоченности.

Отслеживайте настроения в команде

Зачастую сотрудники в период вашего отсутствия привыкают к большей самостоятельности и начинают ставить под сомнение ваш авторитет. Первое, что нужно делать в этом случае — порадоваться за профессиональный рост подчиненного, а затем поговорить с ним и определить его мотивацию. Если он хочет больше самостоятельности — дайте ему важный проект и больше ответственности. Если ему негде развиваться в рамках вашего отдела, обратитесь в HR-департамент: быть может, в компании есть подходящие должности.

Не бойтесь погрузиться в работу с головой: вам потребуется всего лишь несколько недель, чтобы все выстроилось в систему и вы привыкли к новому графику. Наш предыдущий опрос показал, что 8% женщин-руководителей спустя 1,5 года после окончания декрета получают повышение в той же компании, а 40% — уходят к другому работодателю за лучшими условиями. Это значит, что вы по-прежнему востребованы. Примеров успешной карьеры после материнства можно привести множество. CEO YouTube Сьюзен Войжитски стала одним из первых сотрудников тогда еще неизвестного стартапа Google, будучи на четвертом месяце беременности. Дизайнер Вера Вонг впервые стала мамой в 40 лет, и это событие совпало со стартом ее карьеры в свадебной моде. Генеральный директор Deloitte Кэти Энгельберт, забеременев в самом начале карьеры, хотела уйти из компании, думая, что иначе не сможет стать хорошей матерью. Достаточно примеров для вдохновения и в нашей стране: Виталина Левашова, заместитель генерального директора «Инвитро», Марина Починок, вице-президент Оргкомитета Олимпиады в Сочи-2014, Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». Все это многодетные мамы.

Помните: теперь вы гораздо профессиональнее. Ребенок может научить компетенциям, которые до этого не удавалось выработать ни на одной работе: творческому решению проблем, мультизадачности, управлению временем, эмоциональному интеллекту (последний аспект подтверждается международными исследованиями мозга). Воспользуйтесь этими преимуществами с умом.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+