Существует стереотип, будто среди руководителей бизнеса есть зависть CEO-мужчин к CEO-женщинам — мол, последние добиваются успеха только из-за принадлежности к слабому полу. Исследования говорят о том, что зависть действительно присутствует, но она имеет совсем другую природу.
Женщины в топ-менеджменте крупных компаний — не такое уж редкое явление в российском бизнесе. Все-таки в нашей стране образование и самореализация для женщин никогда не были запретным плодом, даже в эпоху домостроя. Образованных женщин не только «импортировали» к нам (тут можно вспомнить Екатерину II), но и «экспортировали» из России, как, скажем, Анну Ярославну.
Конечно, в обществе живуч устойчивый образ женской жизненной миссии: семья, дети, дом и налаженный быт. Однако этот стереотип не мешает карьерному развитию, ибо успешной можно быть во многом.
При этом женщины СЕО очень часто встречаются как раз в сферах, которые политологи называют «мягкой силой»: образование, просвещение, культура и другие социально значимые области жизни общества. Даже в эпоху подавления женского лидерства, как и всякого лидерства вообще, государственный и партийный деятель Екатерина Фурцева смогла вытащить на мировую арену советскую культуру и вытеснить память о дягилевских сезонах гастролями балета ленинградского театра.
И все же до сих пор бытует мнение, что мужчины завидуют состоявшимся бизнес-леди — мол, тем проще делать карьеру, потому что они женщины. В 2016 году исследователи Центра развития менеджмента в школе бизнеса Франка Бартона выяснили: 58% опрошенных ими мужчин убеждены, что женщины получают руководящие должности только по признаку пола. Интересно, что такого же мнения придерживаются и многие женщины (31% респондентов).
Не спорю, ревность мужчин к СЕО-женщинам, достигшим успеха, существует, но это вряд ли связано с гендером. Я не верю, что мужчина «в-шаге-от-СЕО» будет завидовать женщине СЕО только потому, что она женщина. В профессиональных сообществах гендерной зависти нет, как и возрастной: мол, такой молодой, а уже достиг карьерных высот. Сегодня много молодых предпринимателей, основателей компаний и бизнес-лидеров. И вес мнения бизнес-молодежи не менее значимый, чем корифеев российской экономики: сложно сказать, кто сейчас в большей степени инфлюенсер — Герман Греф или Дмитрий Портнягин.
Ревность мужчин к женщинам в контексте успеха и делового развития может быть внешним проявлением обиды на самого себя из-за недостигнутой цели или нереализованного потенциала, но это не связано с половой принадлежностью объекта зависти.
Давайте честно признаем: женщины-руководители идут по карьерной лестнице так же, как и мужчины, демонстрируют то же лидерское поведение, что и представители сильного пола. Это не только мое мнение — об этом уже писал доктор Рональд Э. Риджо, известный популяризатор науки о мозге человека и автор более ста научных книг.
Да и сами женщины, решившие добиться профессиональных высот, прекрасно понимают: им не будут делать никаких поблажек из-за пола. Согласно результатам исследования компании PwC, свыше 60% респондентов отметили в качестве важнейших профессиональных черт, присущих женщине-руководителю в России, высокую работоспособность, ответственность, хорошие коммуникативные навыки и стратегическое мышление.
Участники опроса уверены, что для карьерного продвижения образование и профессионализм, а также умение выстраивать отношения в команде и жизненный опыт гораздо важнее, чем внешняя привлекательность и социальные связи. При этом женщины не боятся трудностей, даже работающие мамы считают наличие социальной инфраструктуры наименее значимым для себя условием карьерного роста. Не пугает их и соперничество с мужчинами — напротив, 77% женщин, принявших участие в том же опросе PwC, назвали более высокую работоспособность основным своим преимуществом в этой конкурентной борьбе.
Но даже несмотря на все это, во многих западных компаниях и по сей день высшие эшелоны бизнеса закрыты для «слабого пола». Несколько лет назад корпорация 24/7 Wall St. проанализировала данные, собранные исследовательской группой LedBetter, и выяснила, что из 234 компаний, владеющих почти 2000 известных потребительских брендов, лишь 14 допускали женщин в число руководителей. Кроме того, в совете директоров ни одной из компаний у женщин не было численного преимущества.
В связи с этим хочется упомянуть опыт Ближнего Востока, где в свое время мне довелось вести бизнес. Женщина-лидер в Объединенных Арабских Эмиратах не диковинка: их много и среди арабских принцесс, и среди экспатов. Такие женщины там как звезды: ими восторгаются, к ним прислушиваются. И хотя предпочтение на верховных позициях все еще отдают мужчинам, на Ближнем Востоке есть яркие лидеры-женщины, которые строят устойчивый и крепкий бизнес и делают это настолько качественно, что даже шейх Дубая Мохаммед Бин-Рашид Аль Мактум не прочь с ними посоветоваться.
Прежде всего я говорю о докторе Манахел Табет, входящей в число 30 самых умных людей планеты. В моем деле Манахел помогла создать уникальную образовательную программу для предпринимательниц на Ближнем Востоке. А ведь это регион, известный своей патриархальностью во всем, где представительница слабого пола — объект любования, но никак не субъект экономики.
Не только российскому, но и западному бизнесу есть чему поучиться у Ближнего Востока. Пора перестать воспринимать женщину только как хранительницу домашнего очага, верную жену и заботливую мать. Она вполне может управляться не только с домом и семьей, это нужно принять как факт. Наталья Комарова, Наталья Касперская, Наталья Синдеева, Элла Памфилова, Ольга Голодец, Гульжан Молдажанова — вот далеко не полный перечень россиянок, добившихся колоссальных успехов в политике и бизнесе. И этот список будет только расти.