Когда в 2012 году я только начинала заниматься личным брендингом, идея усиления бизнес-показателей за счет влияния собственного имени рассматривалась скептически. Только-только набирали силу SMM-технологии, и предприниматели с недоверием заводили страницы в социальных сетях. Через шесть лет уже нет сомнений в эффективности подобных интернет-ресурсов, и часто вместо битвы брендов мы обнаруживаем соревнование личностей.
Кто-то успешно создает бизнес на своем имени. Если смотреть на мировой опыт, ярчайшим примером станет Опра Уинфри с капиталом в 2,9 миллиарда долларов, который она во многом построила на монетизации собственного имени. У нее есть именной кабельный канал и ежемесячный журнал, который регулярно проводит выездные мероприятия.
Личный бренд – это устойчивая ассоциация вашего имени с какой-то сферой деятельности и характеристики, к ней прилагаемые.
Фото на память
Ассоциация становится устойчивой, когда в мозге потенциального клиента возникает связь «сфера деятельности – человек». Дизайн – Артемий Лебедев. Тайм-менеджмент – Глеб Архангельский. Банк – Олег Тиньков.
Речь не о том, что упомянутые эксперты являются лучшими в своих сферах. Срабатывает рефлекс: слышу одно, вспоминаю другое. Проще всего этого добиться путем постоянного повторения. «В каждой бочке затычка», «звучит из каждого утюга» – это все про эту тактику. Главное – настойчивость и достаточный бюджет.
Самым действенным инструментом для быстрого построения личного бренда на сегодняшний день являются совместные проекты с другими лидерами мнений. Особенно в Instagram-среде.
Многие претенденты на звание «Великого Эксперта» сразу делают рекламные посты у звезд, пытаясь «отбить» вложенные средства: например, рассказать о своей деятельности у Айзы Долматовой (бывшей жены рэпера Гуфа) стоит почти 100 000 руб, пост у Ольги Бузовой уже перевалил за отметку в 300 000 руб.
Это работает: пост за 35 000 у блогера Арины Шумаковой сразу принес бренду одежды Елены Писаревой заказов на 140 000 руб и 2 000 новых подписчиков, несмотря на то, что средний чек находится в районе 20 000 руб, что достаточно дорого для импульсивных покупок в Instagram.
Вариант попроще – бартерная история. Особенно она хороша в сферах услуг: например, стилист приезжает в гости к известной телеведущей разбирать гардероб, визажист собирает звезду YouTube для съемки в клипе или фотограф снимает певицу-блогера в райских азиатских кущах. Здесь также может работать схема вознаграждения за размещение материала, но восприятие данного контента будет намного упрощено в сравнении с прямой рекламой в стиле «моя подруга Леночка открыла новый проект».
Наиболее коммуникабельные и расчетливые стараются попасть в сообщество и даже реализовать совместные проекты. Специалист в области интернет-маркетинга Мария Солодар проводила вебинары с Айзой Долматовой и Оксаной Самойловой (женой другого рэпера, Джигана, Instagram-дивой и владелицей ряда компаний для женщин), смешивая истории успеха звезд с актуальностью собственной экспертной темы.
Предварительный «прогрев» аудитории с помощью упоминаний в Stories или серии из нескольких постов может снять рекламный «шлейф» во всех приведенных случаях: аудитория уже научилась отличать обычные посты от проплаченных и реагирует соответствующе на очередную воодушевляющую рекомендацию.
Есть контакт
Итог любого продвижения – степень влияния на аудиторию. Оно может быть каким угодно: от непосредственных продаж до сборов на благотворительность.
Самый быстрый способ монетизировать свое имя при наличии компетенций в той или иной области – консалтинг. Как рассказывает Александр Кот, эксперт по интернет-маркетингу, входящие запросы на консультации стали поступать к нему после полугода публичной активности – выступлений, публикаций в СМИ, регулярного обновления контента. Расходы на организацию этих процессов составили около 150 000 руб. Отдельная статья расходов – обновление гардероба, на него ушло еще порядка 350 000 руб. Через полгода прирост его прибыли составил 20%, что сразу позволило окупить расходы.
Спикеры, выступающие на закрытых корпоративных тренингах, а также крупных конференциях и форумах, получают от 50 000 руб за несколько часов работы. Многие используют выступления как трамплин для продаж основных продуктов – например, франшиз.
Один наш клиент, вкладывая в работу над своими навыками публичных выступлений 90 000 руб в месяц (занятия с тренером по ораторскому мастерству, занятия в студии актерского мастерства, личная помощница по вопросам организации некоммерческих выступлений, оформление презентаций, транспортные расходы на перелеты в города проведения событий), через год не только окупил все расходы за счет расширения филиальной сети своей финансовой компании, но и начал зарабатывать от 30 000 до 50 000 руб за выступление.
Товар лицом
Личный бренд не обязательно блог в социальной сети. Некоторые создают собственные СМИ, основанные на личности. Например, серийный предприниматель Галия Бердникова запустила портал о женском бизнесе, который являлся подводкой к продаже ее курса по этой же тематике. Сейчас на сайте появляются и рекламные интеграции, которые становятся новым источником дохода.
Рекламные контакты – еще один источник дохода. Чаще всего они заключаются с представителями спортивной индустрии или шоу-бизнеса. Но сейчас такая возможность есть даже у тех, кто не обладает выдающимися талантами в эстраде или спорте. Звезды журналистики и бизнеса все чаще появляются в интеграциях с крупными брендами. Возможность получить рекламный контракт имеет в большей степени тот, кто обладает не только «лицом», но и собственными площадками — в основном ими выступают профили в социальных сетях. Звезды YouTube и Instagram зарабатывают миллионы.
Чтобы заключить долгосрочный рекламный контракт, нужно развить свой профиль как минимум до миллиона подписчиков. Стоимость подобного проекта «под ключ» составляет от 1,5 млн руб. Основные расходы, порядка 60%, приходятся на комбинированные методы раскрутки (интеграция с блогерами, прямая реклама, give away акции, конкурсы, взаимные рекомендации и так далее). Остаток составляет подготовка качественного контента – составление плана, копирайтинг, фотосьемки и обработка кадров.
Партнерские отношения
Заказчики платят за рекомендации, особенно если от человека постоянно приходят клиенты. Соотвественно, чем большую известность имеет «человек-бренд», тем больше его партнерские комиссии. Используя такую схему Ирина Каримова, специалист в области построения отделов продаж, не только получает около 200 000 руб дополнительного дохода, но и окупает телефонию, CRM-систему, услуги HR-специалиста.
Авторский гонорар
Для многих мечта всей жизни – написать книгу. Предприниматели обнаружили, что на этом можно зарабатывать, особенно если уже существует клиентская база. Тираж в 100 экземпляров в твердой обложке обойдется в 30 000 тыс руб. Алексей Милованов, автор системы публичных продаж, выпустил самиздатом серию собственных книг. Продукт стал началом воронки продаж, которая приводит к крупным покупкам вплоть до полумиллионного сопровождения.
Если же вы смотрите на личный бренд со стороны продюсера, человека, который оценивает риски вложений, стоит ни на секунду не терять фокус. Иначе может получиться как в случае с издательством Portfolio, которое решило выпустить вторую книгу Иванки Трамп и выплатило ей авансом $787 500. Книга, мягко говоря, «не пошла», и по оценке Forbes потери издательства составили как минимум $220 000. Новая должность не только не оправдала себя, но даже пошла во вред – конгресс тщательно следит за тем, чтобы бизнес Трамп не получал дополнительных бонусов за счет занимаемой ею позиции советника администрации президента: она не могла даже анонсировать выход своей книги широким массам.