Уроки Линды Вайнман: как она создала и продала Lynda.com за $1,5 млрд
Линда Вайнман сделала себе имя в середине 90-х, обучая веб-дизайну людей, не склонных к техническому образу мышления. Впоследствии она создала образовательный сайт Lynda.com, который в 2015 году приобрела соцсеть LinkedIn за $1,5 млрд (оплата была произведена частично наличными, частично акциями соцсети). «Это был двадцатилетний успех за один день», — шутит Вайнман во время интервью для Forbes.com.
Lynda.com – сайт онлайн-видеоуроков, созданный супругами Линдой Вайнман и Брюсом Хевином. За $25 в месяц или $250 в года пользователи сайта получают доступ к видеороликам преподавателей по различным дисциплинам — веб-дизайну, 3D-анимации, Photoshop, Excel, CAD и многим другим программам (в библиотеке около 100 000 видеороликов). За несколько лет до сделки с LinkedIn доход Lynda.com от подписчиков оценивался в более чем $100 млн, число индивидуальных подписчиков — 3 млн. При том, что сам сайт, названный ее именем, Линда буквально вынуждена была придумать и создать: выпущенный ею учебник по веб-дизайну не имел успеха и надо было как-то его распространить и сделать доступным широкой публике. Подробнее об истории создания Lynda.com можно прочитать здесь.
Вайнман, которая редко дает интервью и выступает на публике, занимает 55-ю строчку в рейтинге «Самые богатые предпринимательницы мира». Благодаря продаже ее компании LinkedIn теперь состояние Вайнман оценивается в $280 млн. В интервью Forbes.com Линда рассказала, какими принципами она руководствуется в рабочей деятельности и дала свои советы предпринимателям.
1. Никогда не принимай отказа
Получив отказ, Вайнман рано научилась не соглашаться в ответ. Так, никто не хотел печатать ее учебник по веб-дизайну «для чайников»: «Мне нужен был аванс, чтобы писать книгу, мне нужно было зарабатывать. И я уговорила издателя одного журнала на серию ежемесячных статей». Впоследствии Вайнман превратила серию статей в книгу «Дизайн веб-графики, которая вышла в 1996 году.
2. Всегда имейте рыночное обоснование
«Я часто говорю людям: удостоверьтесь, что у вас есть рыночная валидация», — советует Вайнман. «У меня она была, потому что я была популярным преподавателем. И когда мы основали сайт в видеоуроками, он стал успешным. Бывали и сложные времена, например, в период краха доткомов или ограничений на путешествия [после 11 сентября 2001 года, когда Вайнман пришлось оставить только 9 из 35 сотрудников Lynda.com]… но я знала, что в целом людям нравилось, как мы преподавали».
3. Действуйте по-своему, исходя из правильных причин
«В бизнесе все говорят о работающих сценариях и о том, как поступают другие. Но мы старались действовать отличным образом от наших конкурентов. Мы так поступали не только, чтобы отличаться, но и чтобы понимать, что реально работает, а что нет. Мой муж полюбил говорить: «Ваши расходы на маркетинг — это цена, которую вам приходится платить за плохой продукт». Надо «гореть» своим продуктом, чтобы людям он нравился, и они хотели этим поделиться с другими».
4. Думайте о продукте и услуге, а не о быстром выходе из проекта
«Я наблюдаю много молодых людей, желающих стать предпринимателями сразу после колледжа. При этом они уже мечтают, как дорого и скоро продадут свой продукт. Да, я горжусь ценой, за которую был продан Lynda.com, но гораздо больше я горжусь тем, скольким людям мы помогли и сколько жизней изменили, и как органично наш продукт рос. До сих пор при упоминании о моей компании люди говорят «я обожаю Lynda.com». Они никогда не говорят просто «мне нравится».
5. О получении венчурного капитала
«Все время потенциальные инвесторы горели желанием вложиться в нашу компанию, потому что мы были единственными в нашем сегменте, кто зарабатывал деньги», — вспоминает Вайнман. — Lynda.com приносил прибыль и рос. И в какой-то момент мы решили принять сторонних инвесторов, предполагая когда-нибудь выйти из игры»
«Когда мне исполнилось 59 лет, я решила, что к 65 я хотела бы начать новую главу своей жизни. Плюс, мы находились в крайне нетипичной ситуации — наша компания оценивалась дороже, чем приносимый ею доход. Так что компании имела потенциальную ценность, которая могла быть реализована только через выход на биржу или продажу».
В январе 2013 года Lynda.com привлекла $103 млн от Accel Partners и Spectrum Equity, в январе 2015 года – еще $186 млн TPG Capital. «Все хотели в нас инвестировать, потому что такая инвестиция была из серии «наверняка, да!», мы были прибыльны», — отмечает Вайнман. Ну а вскоер состоялась сделка с LinkedIn.
6. О сделке с LinkedIn
Сайт собственного имени Вайнман привлекал венчурный капитал, предполагая со временем выйти на биржу. Но весной 2015 года поступило предложение о покупке от LinkedIn. Сделка произошла «возможно, чуть рано, но ее условия нам подошли идеально, и я рада, что мы все сделали именно так. Мне кажется, выход на биржу дался бы нам тяжелее», — рассказывает Вайнман. С момента, как LinkedIn сделала предложение о покупке сайта, до совместного объявления о сделке в июне 2015 года прошло всего три месяца. Вайнман говорит, что LinkedIn некоторое время продолжал платить ей за консультации, но она более не встречалась ни с кем из компании. (В декабре 2016 года Microsoft завершил покупку LinkedIn за $26,2 млрд, так что теперь Lynda.com принадлежит Microsoft.)
Сегодня Линда Вайнман сконцентрировалась на покорении мира кино и видео. Она возглавляет Международный кинофестиваль в американской Санта-Барбаре и поддерживает независимых производителей художественных и игровых фильмов.
Перевела Мария Ханютина