Еще девять новых политиков получили посты министров. Ситараман стала второй женщиной на позиции главы оборонного ведомства после Индиры Ганди, единственной в истории Индии женщины на посту премьер-министра, который она в 1975 и 1980-1982 годах совмещала с должностью министра обороны.
«Замечательно, что министром обороны стала женщина и что теперь в Комитете по безопасности две женщины-министра», — прокомментировал назначение спикер Союза добровольных слуг родины (РСС) (цитата по The Indian Express), правой националистической организации Индии, которая считается родоначальницей правящей Индийской народной партии (БДП, правая партия c наибольшим представительством в нижней палате национального парламента – почти 52%) . В комитет, возглавляемый премьер-министром, также входят министр внутренних дел, министр финансов и министр иностранных дел Сушма Сварадж, упомянутая вторая женщин в его составе.
До Ситараман на позиции министра обороны находился Арун Джетли, который также занимает в правительстве Нарендры Моди пост главы министерства финансов и до этого был вынужден совмещать эти должности. По мнению Джетли, Ситараман будет «крайне компетентным преемником» (цитата по The Times of India).
В 2010 году она стала спикером Индийской народной партии, прежде чем через четыре года получить назначение на пост министра торговли и промышленности. За время ее работы в министерстве были реализованы такие инициативы как Startup India, направленный на развитие предпринимательства в стране за счет снижения бюрократической и налоговой нагрузки на малый бизнес и продвижения банковского кредитования для стартапов, и Make in India, нацеленный на привлечение производственных мощностей в 25 секторов экономики на территории страны.
Вообще же к БДП она присоединилась в 2008 году после окончания срока своих полномочий в составе Национальной комиссии по делам женщин. По словам Ситараман, попасть в состав партии ей позволила введенная БДП в 2008 году 33%-ная квота на представительство женщин среди членов партии в Лок сабха, нижней палате парламента, и законодательных собраниях.
Ситараман получила степень магистра экономики в Университете Джавахарлала Неру в Дели и работала в исследовательском подразделении PWC в Лондоне, где занималась внедрением западных аудиторских практик на территории Восточной Европы после Холодной войны. В 1991 году они с мужем-экономистом вернулись в Хайдарабад (город на юге Индии в штате Телангана), потому что предпочли завести ребенка в родной Индии, а не в Великобритании (у пары есть дочь). По возвращении на родину Ситараман работала директором Центра исследований публичной политики – научно-исследовательского института, который они создали вместе с супругом. В Хайдарабаде она также основала школу Parnava International School.
В Индии вопрос участия женщин в политической жизни систематически становится предметом споров. Например, в стране уже 20 лет не могут принять так называемый Women's Reservation Bill, в соответствии с которым предполагалось ввести 33%-ную квоту для женщин в Лок сабха и законодательных собраниях. Инициативу впервые представили еще в 1996 году, верхняя палата парламента Раджья сабха одобрила законопроект только в 2010 году (не обошлось без драм, и 7 членов палаты были удалены с заседаний из-за того, что их срывали), но голосование в нижней палате документ так и не прошел. При этом во время голосования в 2010 году Сатиш Мишра из Партии большинства народа (БСП, представляет интересы низших каст) говорил The Times of India, что его партия была бы готова поддержать 50%-ную квоту для женщин – в соответствии с их долей в населении страны.