Дорогие пособия, потеря самообладания и другие минусы семейного образования
С октября 2016 года я делюсь опытом, как мой семилетний сын Митя учится дома и социализируется. И кажется, что картина у нас вырисовывается радужная. Но есть сложности, о которых я честно расскажу.
Несмотря на то, что в нашей стране действует право на бесплатное образование, в том числе и семейное, все равно приходится платить. Наша первая затрата — школа для аттестаций и ведения личного дела ученика. Дальше репетиторы, если основные предметы мы осваиваем сами, то языки лучше практиковать с учителем. Преподаватели английского языка по скайпу берут от 700 рублей до 2000 рублей за час в зависимости от опыта и регалий. Добавим сюда учебные материалы, прописи и пособия по предметам для меня. Учитывая то, что мы следуем за познавательным интересом Мити, и не все прописи или учебники приходились «клиенту» по вкусу, приходится подбирать новые. В этот пункт можно внести покупку энциклопедий, наборов для опытов и книг для самостоятельного чтения.
Кстати, про интерес. Чтобы у Мити он не иссяк, и учеба не превратилась в рутину, приходится постоянно придумывать что-то новое. Одну неделю мы можем смотреть уроки на компьютере, вторую - я сама объясняю ему темы, третью — осваиваем материал по энциклопедиям. Еще мне не нравятся задачи по математике, предлагаемые в учебниках, они далеки от интересов ребенка. Поэтому приходится сочинять свои, где фигурируют динозавры, космос и детали конструкторов. Иногда устраиваем недели анскулинга и сын занимается только тем, что ему интересно. Чаще всего это чтение. А еще мне и мужу приходится разбираться в темах первого класса. Когда мы начинали семейное обучение, я думала, что это основы и школьную программу не забыть, но, как выяснилось, все возможно. Поэтому и я, и муж читаем пособия для учителей, откуда узнаем, что в русском языке, например, ввели новые правила переноса слов (хорошо, что «жи-ши» не тронули). Или вспоминаем как доходчиво объяснить десятичную систему счисления. Поэтому иногда возникает желание все бросить и пойти, как все, в обычную школу, где все понятно и предсказуемо и специально обученный человек объяснит ребенку материал за тебя.
Желание отдать Митю в учебное заведение приходит также и от постоянного нахождения всех вместе дома. Надо понимать, что помимо Митиной учебы у меня есть еще работа и домашние дела. Но семейное образование предполагает, что надо планировать день, учитывая уроки ребенка и его запросы, которые не всегда ограничиваются только учебой. Часто это отвлеченные разговоры про игрушки, помощь в каких-то личных делах. А еще повышенный уровень шума, ведь семилетке трудно объяснить, что в рыцарей можно играть тихо. И как бы я не любила сына, полдня свободы и тишины мне бы не помешали.
С планированием времени у меня бывает провал. Когда муж занимается с Митей, то ему удается структурировать время, а мне это пока не под силу. Бывают дни, когда Митя ничего не хочет и усадить его за уроки очень сложно. Я уже рассказывала, что мы стараемся не создавать школу дома, поэтому кнутом усадить за уроки я его не могу. И тогда занятия из пары часов в день могут растянуться до вечера: русский язык Митя может выполнить в час дня, а математику в восемь вечера.
При семейном образовании приходится переключаться из режима родителя в режим наставника. Учителя в школе ребенок будет слушать внимательно, хотя бы потому что это чужой человек, к которому его и еще пару десятков детей привели заниматься. А с нами, родителями, Мите комфортно и он чувствует себя расслабленным. Поэтому может спокойно лениться, отлынивать от заданий или честно сказать, что ему не интересно. Приходится подключать весь внутренний ресурс, чтобы в такие минуты не злиться на сына.
Смотря инстаграм друзей, немного завидую школьным экскурсиям. Ведь очень удобно, когда детей централизованно грузят в автобус у школы и везут в музей, или на фабрику мороженого, или в музей ёлочных игрушек. Нам, «семейникам», приходится искать единомышленников, чтобы собрать группу и попасть на интересное предприятие или в Останкинскую башню.
Еще один не совсем минус, но все же. Семейное образование научило нас отвечать на неудобные вопросы и нравоучения. Некоторые люди запросто могут поинтересоваться, например, из-за каких проблем со здоровьем мой ребенок не ходит в школу. Хотя проблем нет никаких и это наш осознанный выбор, но не все верят. Иногда надо постараться, чтобы не потерять самообладание, когда начинают сравнивать Митю со своими детьми школьниками.