К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дорогие пособия, потеря самообладания и другие минусы семейного образования

Фото из личного архива
Фото из личного архива
Мама первоклассника Мити о «подводных камнях» обучения на дому.

С октября 2016 года я делюсь опытом, как мой семилетний сын Митя учится дома и социализируется. И кажется, что картина у нас вырисовывается радужная. Но есть сложности, о которых я честно расскажу.

Несмотря на то, что в нашей стране действует право на бесплатное образование, в том числе и семейное, все равно приходится платить. Наша первая затрата — школа для аттестаций и ведения личного дела ученика. Дальше репетиторы, если основные предметы мы осваиваем сами, то языки лучше практиковать с учителем. Преподаватели английского языка по скайпу берут от 700 рублей до 2000 рублей за час в зависимости от опыта и регалий. Добавим сюда учебные материалы, прописи и пособия по предметам для меня. Учитывая то, что мы следуем за познавательным интересом Мити, и не все прописи или учебники приходились «клиенту» по вкусу, приходится подбирать новые. В этот пункт можно внести покупку энциклопедий, наборов для опытов и книг для самостоятельного чтения.

Кстати, про интерес. Чтобы у Мити он не иссяк, и учеба не превратилась в рутину, приходится постоянно придумывать что-то новое. Одну неделю мы можем смотреть уроки на компьютере, вторую  - я сама объясняю ему темы, третью — осваиваем материал по энциклопедиям. Еще мне не нравятся задачи по математике, предлагаемые в учебниках, они далеки от интересов ребенка. Поэтому приходится сочинять свои, где фигурируют динозавры, космос и детали конструкторов. Иногда устраиваем недели анскулинга и сын занимается только тем, что ему интересно. Чаще всего это чтение. А еще мне и мужу приходится разбираться в темах первого класса. Когда мы начинали семейное обучение, я думала, что это основы и школьную программу не забыть, но, как выяснилось, все возможно. Поэтому и я, и муж читаем пособия для учителей, откуда узнаем, что в русском языке, например, ввели новые правила переноса слов (хорошо, что «жи-ши» не тронули). Или вспоминаем как доходчиво объяснить десятичную систему счисления. Поэтому иногда возникает желание все бросить и пойти, как все, в обычную школу, где все понятно и предсказуемо и специально обученный человек объяснит ребенку материал за тебя.

 

Желание отдать Митю в учебное заведение приходит также и от постоянного нахождения всех вместе дома. Надо понимать, что помимо Митиной учебы у меня есть еще работа и домашние дела. Но семейное образование предполагает, что надо планировать день, учитывая уроки ребенка и его запросы, которые не всегда ограничиваются только учебой. Часто это отвлеченные разговоры про игрушки, помощь в каких-то личных делах. А еще повышенный уровень шума, ведь семилетке трудно объяснить, что в рыцарей можно играть тихо. И как бы я не любила сына, полдня свободы и тишины мне бы не помешали.

С планированием времени у меня бывает провал. Когда муж занимается с Митей, то ему удается структурировать время, а мне это пока не под силу. Бывают дни, когда Митя ничего не хочет и усадить его за уроки очень сложно. Я уже рассказывала, что мы стараемся не создавать школу дома, поэтому кнутом усадить за уроки я его не могу. И тогда занятия из пары часов в день могут растянуться до вечера: русский язык Митя может выполнить в час дня, а математику в восемь вечера.

 

При семейном образовании приходится переключаться из режима родителя в режим наставника. Учителя в школе ребенок будет слушать внимательно, хотя бы потому что это чужой человек, к которому его и еще пару десятков детей привели заниматься. А с нами, родителями, Мите комфортно и он чувствует себя расслабленным. Поэтому может спокойно лениться, отлынивать от заданий или честно сказать, что ему не интересно. Приходится подключать весь внутренний ресурс, чтобы в такие минуты не злиться на сына.

Смотря инстаграм друзей, немного завидую школьным экскурсиям. Ведь очень удобно, когда детей централизованно грузят в автобус у школы и везут в музей, или на фабрику мороженого, или в музей ёлочных игрушек. Нам, «семейникам», приходится искать единомышленников, чтобы собрать группу и попасть на интересное предприятие или в Останкинскую башню.

Еще один не совсем минус, но все же. Семейное образование научило нас отвечать на неудобные вопросы и нравоучения. Некоторые люди запросто могут поинтересоваться, например, из-за каких проблем со здоровьем мой ребенок не ходит в школу. Хотя проблем нет никаких и это наш осознанный выбор, но не все верят. Иногда надо постараться, чтобы не потерять самообладание, когда начинают сравнивать Митю со своими детьми школьниками.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+