К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Социализация – быть или не быть? Как адепты семейного образования помогают ребенку строить отношения

Фото из личного архива
Фото из личного архива
Родители первоклассника Мити о развитии детской психики и отсутствии контроля поведения сына

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах семейного эксперимента по домашнему обучению сына Мити. В своей первой статье она объясняла, по каким причинам Митя не пошел в обычную школу и насколько выросла детская «производительность» труда после второй четверти.

Полгода мы с мужем ставим над нашим сыном Митей «эксперимент» и не позволяем ему социализироваться. Не пугайтесь, мы не привязали его к батарее, просто Митя не ходит в школу, а учится дома. Такой вариант обучения вполне законен в России, но почему-то у большинства людей он вызывает страх и подозрения в ущемлении права ребенка.

Самый популярный вопрос, который мы слышим от окружающих, естественно, про социализацию. В нашем обществе есть мнение, что нормальным человеком можно стать, только посещая школу. Но так ли это?

 

Нужно начать с понятия «социализация». Большинство психологических словарей называют это процессом усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Так что выходит, если ребенок не прожил в тайге с волками, то к семи годам он уже социализировался и даже в школе будет транслировать те установки, которые он получил раньше. Также разделяют первичную и вторичную социализацию. Первичную ребенок получает в семье, с друзьями, вторичную как раз в школе.

Наше решение не отдавать сына в школу не было связано с откровенным контролем его поведения и навыков. Но не скроем, нам приятно осознавать, что на важном этапе развития его психики он будет больше усваивать семейные ценности, а не навязанные извне. И мы с мужем убеждены, что сколько ребенка ни воспитывай, он все равно повторит модель поведения родителей. Поэтому просто стараемся быть Мите примером в семейных отношениях, в отношениях к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и своим границам. Я уже рассказывала, как в спорте он перенимает привычки папы. А видя, как я занимаюсь благотворительностью, тоже старается помогать людям.

 

Однако многие люди вкладывают в понятие «социализация» только аспект общения с друзьями. И часто считают, что дружба детей зарождается именно в школе. В начальной школе обычно пять уроков в день, получается всего четыре переменки между ними. И если не ходить в продленку или не проводить время после школы, то не думаю, что за это время образуется тесная привязанность.

Но где же берет друзей Митя, если даже призрачная возможность пообщаться в школе у него отсутствует? Первая категория — дети друзей. Так сложилось, что сразу после рождения Мити наш круг общения резко изменился — им стали семьи с детьми. В результате достаточный круг общения со сверстниками сложился у сына еще даже до начала посещения  детского сада. Сейчас, пока мы не в Москве, он созванивается с подружками, еще к нам регулярно приезжают друзья с дочкой, и Митя всегда с нетерпением ждет их. Также мы сами выбираемся в столицу и общаемся там с друзьями.

Нам всегда везло на соседей. Сейчас в одном подъезде с нами живут замечательные дети, с которыми Митя дружит. В Москве у него остался друг Леша, мы поддерживаем общение и ездим к его семье в гости. Сейчас Митя имеет возможность самостоятельно гулять во дворе, только в нашем доме он тесно общается с пятью детьми, регулярно приглашает детей к себе в гости.

 

В художественной школе Митя тоже общается с детьми. Когда его сосед по парте много болтает и отвлекает от рисунков, Митя принимает решение пересесть. В студии у детей принято угощать друг друга сладостями.  Митя тоже включился во взаимодействие, и мы выбираем в магазине для его товарищей «вкусняшки».

В школьной жизни ребенка присутствуют учителя и другие работники. И если детское общение мы компенсируем, то где взять наставников или людей, перед которыми надо соблюдать субординацию? Здесь тоже мы не видим проблем. Я совершенно не расстраиваюсь, что сыну не надо поднимать руку перед всем классом и спрашивать чужого взрослого о том, можно ли ему пойти в туалет или слушать субъективные оценки про свои работы.

При этом Митя не испытывает трудностей общения с другими взрослыми. Он спокойно высказывает свое мнение, любит что-то с ними обсуждать и даже рассказывает соседским бабушкам про семейное образование. По утрам сын самостоятельно ходит в соседний магазин за свежим хлебом и сгущенкой и подружился там с продавцами. Очень любит посещения врачей и всегда задает им вопросы. На последнем приеме у окулиста Митя замучил доктора расспросами и совершенно не стеснялся. В библиотеке он общается с сотрудниками на тему книг и рассказывает им, что прочитал.

Недавно мы решили опробовать новый опыт общения со взрослыми — записали Митю в дистанционный класс по русскому языку. В формате видеочата 45 минут ученики взаимодействуют с учителем и друг другом. Не предполагаю пока, как все это пойдет, но, несомненно, Митя получит интересный опыт, так как даже взрослым не всегда просто учиться или работать дистанционно.

Мы не исключаем, что Митя может пойти в школу, если захочет сам. А пока у нас растет замечательный ребенок со своим мнением и взглядами на жизнь, который всегда знает, чего хочет, который может выразить свои чувства и которого трудно уговорить на неинтересное дело. И я, и муж считаем, что это отличная социализация  для современного молодого человека.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+