Моему сыну Мите почти 7 лет, и в этом году он не пошел в школу. Мы с мужем около года шли к этому осознанному, но в то же время непростому решению. Мой блог будет о том, как мы учим Митю дома, о наших ожиданиях, успехах и, конечно, ошибках — ведь в таком нелегком деле они точно случатся.
Начну с предыстории. Мы обычная семья: я, муж Виктор и сын Митя. Мы жили в Москве в Южном Бутово, у мужа свое дело, поэтому работать мы могли без привязки к офису. Митя с трех лет ходил в обычный сад, и мы нацеливались на обучение в школе. Все как у среднестатистических родителей.
Специальной подготовкой ребенка к школе мы не занимались, кубики Зайцева не использовали, букварь Жуковой был, но не открывался, а счету учили Митю на деньгах. Правда в саду были занятия, но, да простят нас воспитатели, домашние задания мы не делали никогда. Но мы всей семьей с удовольствием ходили в музеи, на выставки, гуляли по городу, смотрели научные передачи и читали. Мы не старались это делать специально, просто это приносило всем удовольствие.
От семейного образования мы с мужем были далеки как от Луны, хотя знали, что так бывает. Но с самого раннего возраста Мити я усвоила, что заниматься с ребенком нужно только тем, что ему интересно, а не тем, что хочется маме. Тогда и истерик не будет, и краски пальчиковые никто по стенам не размажет. Поэтому поезда, динозавры, космос, инженерия стали нашими постоянными спутниками.
Зимой встал вопрос о начальной школе, встал остро. Казалось, что у родителей шестилеток не бывает других тем для разговоров, кроме выбора школы. Когда-то давно в ЖЖ, когда ровесникам Мити еще не было года, мамы мерялись количеством зубов и первыми шагами, теперь в ход пошли умение читать, знание цифр и — желательно — умение их складывать, а еще лучше умножать. Обсуждали школы и учителей, причем отзывы об одном и том же педагоге могли быть как восторженными, так и резко негативными, сопровождаемые сплетнями из серии "она стукнула какого-то ребенка пеналом". От всей этой информации мне становилось страшно, но в феврале я собрала папку документов и пошла писать заявление на прием в 1 класс. У секретаря директора школы меня встретила табличка с надписью «Дурацкие вопросы – идиотские ответы!». Потом состоялось собрание для родителей, где завуч нудно и долго рассказывала о прелестях обучения именно в их школе.
А я все больше убеждалась, что не хочу ввязываться в такую авантюру. Как раз в это время, точнее, на полгода раньше, моя знакомая журналистка выпустила первый журнал про нешкольное образование. И я начала проникаться этой темой, мне нравились возможные законные альтернативы и индивидуальный подход. Спасибо мужу, что он тоже сразу согласился, так как сам школу, мягко говоря, не любил. И в апреле мы приняли решение отдать Митю на пробные занятия в семейную школу. Мы забрали его из сада под вздохи работников, что "как же ребенок останется без выпускного!". Опыт получился интересный - две недели сын буквально рвался в школу, с удовольствием вставал по утрам, делал домашние задания без напоминания. Увести его в положенное время после занятий было проблемой, так что на третий день я просто стала приезжать за ним на полчаса позже. До сих пор Митя вспоминает ту семейную школу с особой теплотой.
Но так сложились обстоятельства, что мы в начале лета уехали в деревню почти в 300 км от Москвы, она большая — есть и сад, и школа, и больница, даже школа искусств, спортивные секции. Но дети, конечно, резко отличаются от столичных, причем не в лучшую сторону, это я без снобизма абсолютно, просто тут не слышали ни о теории привязанности, ни о том, "как говорить, чтобы дети слушали", разрешаются телесные наказания. Поэтому вариант отдать Митю в школу, где в первый класс записано 23 ребенка, нам с мужем показался неподходящим.
Так мы пришли к семейному обучению. Мы прикрепились к частной школе ЦОДИВ (она находится в Санкт-Петербурге, и почему я выбрала именно эту школу для будущей аттестации, я расскажу в одной из следующих колонок), там будем сдавать аттестацию за первый класс. Уведомили местные органы образования.
Что на практике
Занятия в сентябре я организовала для Мити без четкого расписания, пока мы еще пробуем, тестируем и смотрим, что подходит именно нам. Пока Митя встает около 9 утра. После завтрака, если нам не надо никуда идти, садится за уроки – это прописи, математика, чтение букваря Соболевой или просто книжки или энциклопедии. Английский язык мы начали учить по роликам на YouTube. Трудности уже случались, о них расскажу в следующий раз.
И немного опережая нападки, если вдруг такие будут. Я не против школы. На самом деле я за школу. Просто меня не устраивает сложившаяся система с бессмысленной писаниной у учителей, которые не успевают уделить детям время из-за отчетов, с поборами на подарки директору школы и прочими вещами, о которых все знают, но мало кто говорит. Я знаю: есть хорошие школы, где прекрасные учителя. Есть дети, которые любят учиться в коллективе. Некоторые родители не могут потянуть семейное образование в силу страхов или финансовых причин. У каждого свой путь, и я не буду никого агитировать за домашнее обучение, лишь хочу поделиться опытом.