Операция «Преемник-2»: родительские опасения, детские обиды и семейные коммуникации
В предыдущей статье на аналогичную тему я рассказала, как чувствуют себя дети владельцев компаний, которые пытаются стать продолжателями семейного бизнеса. А как чувствуют себя сами родители? Мой опыт показывает, что не всегда прекрасно.
Есть разные типы людей и разные модели детско-родительских отношений, но сама по себе необходимость смешивать в одно целое родственные чувства и деловую субординацию порой просто сводит их с ума.
Если родитель суров и авторитарен, он желает не просто найти в ребенке достойного и надежного преемника. Он хочет им гордиться! И поэтому нещадно ставит перед ним всё большие вызовы, подвергает испытаниям, заставляет «показать себя», да еще и под прицельным взглядом у всей компании.
Родителю действительно страшно передавать компанию в ЛЮБЫЕ чужие руки (хромает кредит доверия), и он не готов потерять привычную власть и авторитет. Часто он попросту не умеет отдыхать и даже боится пенсии. В свое время бизнес доставался ему так нелегко, столько взлетов и падений, горького опыта, тревог было пройдено на этапах становления и развития, что ему действительно тяжело и страшно доверить это детище кому-то еще. А тем более – собственному ребенку, которого отец, невзирая на возраст и достижения, всегда продолжает считать неопытным и несмышленым, болезненно реагирует на любые промахи своего отпрыска, не стесняется бурной критики и руководствуется принципом: «Не умеешь – не берись!»
Другой вариант прямо противоположный. Родитель уж слишком лояльно относится к ребенку – прикрывает, прощает, делает за него дела, не дает перегружаться или столкнуться с собственной некомпетентностью. Делается это, опять-таки, из лучших побуждений, но в результате превращается в медвежью услугу для ребенка. У ребенка отнимают возможность чему-то толком научиться и «понюхать пороху», выстроить свои собственные отношения с коллективом, встроиться в субординацию на основе своих личных и профессиональных особенностей и достижений. Он навсегда остается просто «сыном владельца», и его никто не принимает всерьез, а иногда и откровенно недолюбливают.
В результате у одного из участников семейной истории или у обоих (но чаще все-таки у молодого!) наступает эмоциональное выгорание – когда усилия не приводят к желаемым результатам или даются уж слишком большой эмоциональной нагрузкой и головной болью. Поэтому здесь начинаются либо острые конфликты, гнев, либо желание все бросить и начать сначала самостоятельное дело, «где я буду сам себе судья, и меня будут видеть и оценивать за МОИ достижения и качества». Аналогичные чувства могут возникнуть в поколении отцов, когда они приходят к выводу, что будет лучше передать бизнес в формальное владение не родственнику, а постороннему, но преданному компании человеку.
Если возможность и желание остаться в одной компании и все-таки строить общий бизнес еще есть у обеих сторон, тут обязательно надо решать вопросы не только деловой, но и семейной коммуникации.
У детей может быть полно накопившихся с детства обид к родителю. Он всегда был слишком занят и порой просто «откупался» деньгами от полноценного родительского участия в жизни ребенка. Он мог быть слишком строг, требователен, властен, и вся семья вынуждена была трепетать перед его мнением и подстраиваться под его желания, планы, график. Он слишком мало хвалил, и никогда невозможно было заслужить его по-настоящему высокой оценки.
Отцу, в свою очередь, может казаться, что семье всегда нужны были от него только деньги и всем было наплевать на его усталость. Ему нельзя было показаться слабым и растерянным, он должен был быть на высоте. А теперь, когда основатель бизнеса действительно устал и не хочет пустить на самотек дело всей его жизни, он оказывается глубоко разочарованным тем, что дети не готовы подхватить его знамя с таким же горячим энтузиастом и быть благодарными, что им не приходится начинать с нуля, рисковать и метаться в поисках правильных решений.
А уж если у владельца бизнеса есть несколько детей от разных браков, между ними может разгораться не только конкуренция, но и вражда, способная полностью развалить начатое отцом дело!
Когда все эти претензии оказываются на столе переговоров, решить их не так легко, как с чужим человеком – конкурентом или сотрудником. Там уж слишком много «личного». Там зашкаливает уязвимость, там вскрываются старые раны, от которых трудно отвернуться и решать текущие деловые вопросы.
Что же делать? Высказывать и слушать просьбы и претензии обеих сторон, и желательно с помощью психолога-посредника. Когда компромиссы и разделение полномочий будут услышаны и одобрены обоими поколениями (включая всех причастных к семейному делу участников), можно принимать решение о совместной работе, о доверии друг другу, о соблюдении границ и деловой субординации. Или принять тот факт, что экологичнее будет разойтись обоим поколениям в разные стороны и каждому заняться собственным делом, развиваться в интересной для каждого области.