Те, кто в советские годы изучал психологию, никогда не забудут ужасов «профессиональной деформации буржуазной личности». К счастью те времена прошли, но и сегодня в Рунете периодически всплывают статьи, описывающие «профессионально деформированных управленцев с повышенным уровнем агрессивности, неадекватностью в восприятии людей, потерей вкуса к жизни и неспособностью к самосовершенствованию». Лично меня очень огорчает любое проявление жестокости как в личной жизни, как и в профессиональной среде.
Возможно, даже среди читателей Forbes есть приверженцы распространенного заблуждения, что умение кричать, топать ногами и всячески внушать страх необходимо каждому толковому руководителю. Пусть даже сам по себе он человек хороший и добрый, но профессия обязывает.
Мне кажется, что это один из самых вредных мифов о взаимоотношениях в коллективе. Мой профессиональный и человеческий опыт говорит: правильным подходом к работе с сотрудниками является человечность, а любые давления и агрессии вредны и недопустимы.
Это не означает, что я никогда не принимаю жестких решений, не указываю людям на их ошибки, не лишаю бонусов, не увольняю их. Подобные действия случаются довольно-таки часто в работе любого руководителя. Однако я всегда разделяю профессиональные и человеческие взаимоотношения. К тому же нередко увольнение сотрудника может оказаться и благом для него. То, что он не смог найти себя в компании, еще не означает, что он плохой профессионал или ему недостает ума и усердия. Возможно, в другом месте этот человек сможет проявить себе значительно лучше, добиться успеха и вернуться в качестве партнера или клиента. И я всегда говорю об этом людям, с которыми мы расстаемся. «Нас не устраивают результаты вашей (или нашей совместной) работы, а не вы сами», — примерно такой месседж я стараюсь донести до них.
То же самое касается негативных оценок, которые босс должен довести до сведения того или иного члена команды. Предметом критики и обсуждения всегда остается проект, задача, какой-то участок работы, а не сам человек. Стоит сказать, что такая позиция продиктована не только этикой или гуманизмом, но и заботой об эффективности бизнеса. Основные черты личности и характера формируются в самом раннем возрасте. Поэтому попытка заставить взрослого человека измениться, на мой взгляд, изначально обречена на провал. Агрессия, критика, осуждение, направленные на конкретного человека, его личные качества и свойства характера, могут только ухудшить ситуацию.
Любой профессиональный менеджер знает, что его задача заключается не в том, чтобы учить или менять людей, а в том, чтобы находить лучшее применение их профессиональным и личным качествам. Если человек недостаточно мотивирован, не справляется с одной работой, стоит попробовать его на другой, обсудить с ним возможные перспективы и варианты, создать ту ситуацию, в которой он будет эффективен и заинтересован в улучшении своих результатов.
Требовательность к себе и своим сотрудникам и ответственный подход к работе — одна из важнейших корпоративных ценностей Microsoft, которую я полностью поддерживаю и разделяю. Однако неразумно требовать от человека то, чего он не хочет или не может выполнить в силу особенностей своей личности или характера. В такой ситуации ты либо находишь иные варианты, либо принимаешь решение об увольнении, но не пытаешься учить его жизни. Все люди разные — эту простую истину каждый менеджер должен постоянно держать в голове. И не пытаться менять сотрудников изнутри, делать их более понятными или похожими на себя самого.
Я считаю обсуждение личности человека непрофессиональным еще и потому, что это очевидная попытка вмешательства в личную жизнь. Личная жизнь, как известно, потому и личная, что не общественная. Ты можешь знать о тех или иных событиях в жизни коллег, можешь поддержать их в трудной ситуации, но сам ты не имеешь права вторгаться в их личную жизнь, задавать вопросы или давать советы, не касающиеся работы. В каком-то смысле это другая сторона той же монеты: с одной — злой начальник-самодур, с другой — добрый дедушка, который раздражает всех своим вниманием и опекой. И то и другое, мне кажется одинаково непрофессиональным и вредным для бизнеса.