Четыре России: как меняются ценности в разных сегментах российского общества
Дискуссию открыл управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников. Он констатировал, что у российской аудитории меняются запросы, интересы, стиль жизни и предложил обсудить эти изменения, потому что они влияют на маркетинговые стратегии компаний потребительского сектора.
Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров предложил свою сегментацию российского общества. «Существует четыре России: Россия, непосредственно вовлеченная в специальную операцию на Украине; Россия уехавшая; глубинная и столичная. В четвертую категорию входят не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, но и других городов, – отметил Валерий Федоров. — Представителей четвертой категории многие обвиняют в бегстве от реальности, но гораздо более значим другой элемент: столичная Россия ищет свои ценности, среди которых безопасность, процветание, здоровье. У столичной России есть опыт, возможности, успехи. На мой взгляд, задача элиты состоит в том, чтобы показывать соотечественникам пример того, как строить жизнь в непростых обстоятельствах, к чему стремиться. В этом плане Россия столичная может выступить образцом для России глубинной».
Одним из трендов России столичной является стремление вести здоровый образ жизни, поэтому в стране растет спрос на активный отдых. Как отметил директор департамента маркетинга курорта «Роза Хутор» Дмитрий Барашков, даже летом люди стремятся в Красную Поляну. Гостям курорта неинтересно лежать на пляжах, они хотят подниматься на хребет, чтобы совершать сложные походы по трекинговым тропам.
«Мы видим, что топ-менеджеры теперь сравнивают не стоимость часов, а личные спортивные успехи, для достижения которых нужно много работать, — говорит Дмитрий Барашков, — На мой взгляд, это говорит о том, что общество сегодня ценит не только материальный результат, но и усердие, трудолюбие, настойчивость».
Наблюдения Дмитрия Барашкова подтвердила президент Национальной лиги инструкторов Ольга Даргужас. Она отметила, что сегодня в России растет спрос на обучение горнолыжному спорту, при этом клиенты не просто хотят научиться кататься на лыжах, они готовы проводить больше времени с единомышленниками, вступать в клубы. Это открывает перед спортивной индустрией большие перспективы по развитию коллективных программ, соревнований, шоу, направленных на объединение людей.
От подобных настроений выигрывает и внутренний туризм, эта тема находилась в центре внимания участников бизнес-сессии. Участники обсуждали направления развития туристической отрасли и инвестиционную привлекательность регионов. Перспективы для внутреннего туризма в связи с этим открываются перед такими регионам как Карелия, Север России, Урал, Алтай. Одним из лидеров в туристической индустрии является Краснодарский край.
«У нас активно развивается парусный спорт, мы реализуем проект «Винные дороги Кубани» — за впечатлениями такого рода раньше люди ездили в Европу, — рассказал генеральный директор Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Денис Заболотний. — Для поддержки активных видов отдыха строим новые отели и вместе с «Русской Медиагруппой» разрабатываем развлекательные программы для гостей — фестивали, музыкальные уик-энды и праздники, такие как «День рождения игристого». Рост трафика курорта Абрау-Дюрсо в 2022 году составил 151%».
Другой важной ценностью столичной России является охрана окружающей среды. На Radio Monte Carlo Winter Cup партнер мероприятия компания «Моторинвест» представила новый электромобиль Voyah. О преимуществах электромобилей рассказал директор департамента дистрибуции и продаж бренда Voyah Алексей Ледков: «Сегодня уровень материаловедения позволяет создавать такие накопители энергии, которые позволяют машине проехать без зарядки более 500 км. «Моторинвест» видит своей миссией развитие комфортной экосистемы для водителей, которые выбирают электромобили».
В рамках бизнес-сессии обсуждалось развитие модной индустрии в России. Как рассказала продюсер дирекции творческих проектов «Фонда Росконгресс» Татьяна Огнивова, в апреле фонд проводит форум дизайна и моды, который охватит все сферы моды и стиля, вплоть до автомобильного и промышленного дизайна.
Тему промышленного дизайна продолжила основатель группы компаний Solstudio Textile Group и бренда Radical Chic Александра Калошина. Она подчеркнула, что сотрудничество российских и зарубежных дизайнеров моды не было прервано, несмотря на экономические санкции. «Мода создается не на подиумах, она начинается с текстиля, — говорит Александра Калошина. — Российские проекты в области текстиля цитируются в мире — как показывают аналитические исследования, более 300 рисунков наших дизайнеров вошли в мировые тренды. Сейчас мы моделируем лето 2025 года с точки зрения стиля и цвета и строим прогнозы на 2027 год. Многое, из того, что сегодня разрабатывают российские дизайнеры, будут носить в мире».
В завершение дискуссии участники обсудили тренды медиарынка. Директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман рассказал о развитии бумажного журнала Forbes как инструмента для работы с предпринимателями и подчеркнул значение традиций в медиапотреблении: «Бренд Forbes ассоциируется с журналом. Традиционный рейтинг миллиардеров читатели привыкли видеть в печатном виде. Я много раз слышал в дискуссиях, что печать себя изжила, но я уверен, что Forbes будет последним журналом, который закроет производство принта».
Директор радио Monte Carlo Анастасия Елисеева поделилась мыслями о развитии радиостанции, работающей для современной городской аудитории: «Мы анализировали конкурентов в России и за рубежом — тематику, стиль их публикаций и нашли собственную интонацию для взаимодействия со слушателями. Радиостанция заняла золотую середину между классикой и современными трендами, мы избегаем пафоса, ненавязчиво говорим о ценностях, и эту стилистику приняла наша аудитория».
В программу Radio Monte Carlo Winter Cup входили двухдневные соревнования по горным лыжам и сноуборду за кубок радио Monte Carlo и вечерние приемы при участии звездных ведущих «Русского Радио», радио DFM и радио MAXIMUM, а также известных диджеев.
* Информационная поддержка