Как волатильность рынка влияет на настроения инвесторов
Какие идеи вызывают интерес инвесторов в условиях нестабильности, а какие – теряют? Эту тему обсудили участники мероприятия, организованного Forbes и ВТБ Private Banking в рамках Восточного экономического форума-2021
«Пока одни отрасли в условиях пандемии потеряли инвестиционную привлекательность, другие, напротив, стали вызывать интерес инвесторов, — так открыл дискуссию модератор мероприятия, редакционный директор Forbes Николай Усков. — Изменилась чувствительность инвесторов к рискам. Обновился интерфейс взаимодействия инвесторов и финансовых организаций: процессы, которые вчера шли в аналоговом формате, мигрировали в цифру».
Меняется и территориальная структура экономики: регионы, специализирующиеся на туризме, переживают не самые лучшие времена, происходит перезагрузка транспортных и финансовых потоков. В российской экономике увеличивается внимание инвесторов к Дальнему Востоку. Именно поэтому в рамках встречи Николай Усков предложил обсудить, насколько глубоки эти перемены и чем они обернутся в будущем.
«В 2020 году мы стали свидетелями значимых событий на рынках, пришлось действовать быстро и решительно, — продолжил тему модератор мероприятия, старший вице-президент, руководитель ВТБ Private Banking Дмитрий Брейтенбихер. — В марте 2020 года ВТБ перестроил логистику взаимодействия с VIP-клиентами, запустив регулярные закрытые онлайн-конференции для обсуждения инвестиционных стратегий с участием портфельных управляющих и аналитиков «ВТБ Капитал Инвестиции». Клиенты оценили такой подход банка — это помогло привлечь около 500 млрд рублей в инвестиционные продукты.
В 2021 году тренд продолжился: портфель инвестиционных продуктов клиентов ВТБ Private Banking вырос на 313 млрд рублей. Также у инвесторов растет интерес к международным технологическим компаниям и к «голубым фишкам» — наиболее крупным и успешным компаниям с государственным участием.
Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью МТС Руслан Ибрагимов, опираясь на данные своей компании, подтвердил системные перемены в поведении пользователей: «В результате пандемии клиенты МТС стали в четыре раза чаще посещать онлайн-кинотеатры, видеосервисы и платформы для игр. Также выиграли интернет-магазины, образовательные ресурсы и сервисы доставки еды. После отмены жестких санитарных ограничений клиенты МТС не спешат возвращаться к практикам, которые были приняты до пандемии — они продолжают пользоваться цифровыми сервисами».
«Сдвиг потребления «в цифру» привел к тому, что стал расти спрос бизнеса на облачные сервисы, — продолжил обсуждение темы генеральный директор группы компаний Т1 Сергей Соловьев. — Кроме того, цифровая миграция приводит к изменениям на рынке труда: растет спрос на программистов, соответственно растут их зарплаты. В результате банки, телекомы и торговые сети вынуждены не нанимать отдельных IT-специалистов, а покупать готовые команды — такие приобретения обходятся дешевле».
Генеральный директор «Русагро» Максим Басов обратил внимание участников дискуссии на серьезные отличия потребительского поведения в разных возрастных группах: «Молодежь строит свой быт иначе, чем представители старшего поколения, перемены в разных группах потребителей идут с разной скоростью. Поэтому при принятии инвестиционных решений приходится учитывать динамику в нескольких демографических секторах».
«Коронавирус заставил людей задуматься не только о своем здоровье, но и о здоровье планеты. Это привело к росту «зеленых» настроений», — так считает генеральный директор «Солар Системс» Михаил Молчанов. Он обратил внимание участников дискуссии на увеличение интереса инвесторов к акциям компаний, занимающихся альтернативной энергетикой и технологиями, которые не наносят ущерб окружающей среде.
Директор дальневосточного филиала EY Алексей Ерохин сделал акцент на региональных аспектах инвестиционного рынка. По его мнению, Дальний Восток притягивает инвестиции и это положительно сказывается на инфраструктуре региона.
«Самыми перспективными являются инвестиции в знания, — считает президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов. — В период кризисов предприниматели обращаются в бизнес-школы с запросом на антикризисные решения, а когда острая фаза кризиса проходит, растет интерес к развитию и масштабированию компаний, к новым технологиям в широком смысле этого слова».
С тезисом Андрея Шаронова согласился и Дмитрий Брейтенбихер. Подводя итоги встречи, он подчеркнул, что перспективные направления инвестирования прямо или косвенно связаны с новыми знаниями, развитием инновационных технологий и пониманием того, как эти технологии могут улучшить жизнь.