К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Король роялти: как заработать на чужой музыке

Forbes.com
Forbes.com
Музыкант и предприниматель Джош Грасс владеет правами на исполнение почти 8000 песен. Как он построил успешный бизнес на творческом наследии The Beatles, Фрэнка Синатры и Aerosmith?

В солнечной комнате для совещаний в одном из небоскребов Манхэттена Джош Грасс объясняет Forbes, как можно купить песню. Не просто заплатить $1,29 и скачать композицию с iTunes: Грасс имеет в виду куда более сложную схему — приобретение авторских прав на музыку.

«Представим, что вам очень нравится группа Tesla, — начинает он, изучая сайт ASCAP, Американского сообщества композиторов, авторов и издателей, и проводя курсором по строке поиска. — Вы говорите себе: «Куплю-ка я их  балладу 80-х годов Love Song». Значит, нужно просто вбить Tesla в графе «исполнитель».

Грасс несколько раз кликает мышкой — и из меню сайта мы узнаем, что искомая мелодия была написана солистом металлической группы Джеффом Кейтом и гитаристом Фрэнком Хэнноном. Рядом — контакты компании, защищающей права на исполнение песни. Чтобы купить все творческое наследие Tesla или права на отдельный трек, необходимо связываться с этими контрагентами-правообладателями.

 

«Но если вы придете напрямую к группе Tesla и скажете: «Мне очень нравится ваша песня и я очень хочу получить ее», а затем еще и предложите прекрасную цену, — объясняет Грасс, — то они могут согласиться и безо всяких посредников».

Джош знает, о чем говорит. 39-летний гендиректор компании Round Hill Music контролирует права почти на 8000 песен, включая композиции The Rolling Stones, Фрэнка Синатры, Aerosmith, Бруно Марса и Кэти Перри, а жемчужиной его коллекции остаются шесть ранних хитов The Beatles. Когда-то Грасс работал на Уолл-стрит, но последние три года занимается исключительно Round Hill. Нынешний бизнес позволяет ему совмещать любовь к музыке (предприниматель сам до сих пор регулярно играет на гитаре в группе Rubikon) и высокий уровень дохода.

 

Права на исполнение музыкальных произведений приносят их владельцам $6 млрд отчислений (роялти) в год, так что интерес к отрасли со стороны инвесторов неудивителен. В 2009 году голландский пенсионный фонд купил весь каталог произведений организации Rodgers & Hammerstein. В 2012 году Sony/ATV возглавила консорциум, куда вошли миллиардер Дэвид Геффен, фонд Blackstone's GSO Capital Partners и фонд наследников Майкла Джексона, — за рекордные $2,2 млрд партнеры приобрели студию EMI Music Publishing и ее портфолио в 1,3 млн песен.

«Права на исполнение произведений — прекрасный актив, — объясняет миллиардер Рон Беркл, который часто вкладывает деньги в ценные бумаги, связанные со сферой развлечений. — Просто какое-то время все его недооценивали, надеясь, что смогут потреблять контент бесплатно».

Случилось иначе. Сервис-пионер музыкального пиратства Napsters и его последователи сегодня в большинстве закрыты или преобразованы. Этому отчасти способствовало ужесточение ответственности за нелегальное скачивание — но по-настоящему все изменилось, когда появились YouTube и Spotify, дающие возможность относительно безболезненно слушать популярную музыку бесплатно. Создание подобных платформ стало спасением для владельцев прав, которые долгое время не могли стать бенефициарами своей собственности, в отличие от студий звукозаписи.

 

Чтобы разобраться в ситуации, надо вспомнить о двух главных составляющих любой песни: основная запись, права на которую принадлежат студии, и права на лежащую в основе записи композицию, принадлежащие композитору , а обычно еще и компании, охраняющей эти права.

Автоматические отчисления — 9,1 цента за каждую композицию, проданную на iTunes или на компакт-диске, — делятся между правообладателями, и они получают гонорары каждый раз, когда их произведение используют в телевизионной или радиорекламе. Это же касается исполнения музыки в барах, на стадионах, в шопинг-моллах и ее прослушивания на Spotify. Цена за разрешение на исполнение музыки в фильмах или телесериалах может исчисляться в шестизначных числах.

Песня Happy Birthday to You до сих пор собирает около $2 млн роялти в год.

От каждого доллара, который получает компания по охране авторских прав, она обычно половину выплачивает автору, а половину оставляет себе, одновременно занимаясь защитой прав, сбором пассивных роялти и поиском новых лицензионных сделок, приносящих доход. Если песней активно заниматься, то и агентство, и автор могут каждый получать от 10 до 15 процентов ее рыночной цены ежегодно — этот процент остается примерно одинаковым в течение всего последнего десятилетия.

Это можно представить, как игру с целью получения дохода, в которой возможны как большие выигрыши, так и проигрыши. Как известно, Майкл Джексон купил в 1985 году за $47,5 млн каталог, содержавший все крупнейшие хиты Beatles, позже «слил» его с каталогом Sony — и сегодня цена бумаг, которыми фонд покойного «короля поп-музыки» владеет в этом совместном предприятии, оценивается примерно в $1 млрд.

 

«Это очень стабильный  и совершенно независимый (от волатильности акций) бизнес», — возражает Грасс. По его оценке, доходы обладателей прав на исполнение музыкальных произведений по всему миру после 2008-2010 годов упали меньше, чем на 4%. «Это очень привлекательный фактор для многих наших инвесторов», — заключает бизнесмен.

В чем здесь подвох? Прежде всего, в том, что возможности розничных инвесторов хотя и растут, но по-прежнему остаются очень ограниченными. Их проводником и пытается быть Round Hill — компания, созданная Грассом, до этого работавшим в Bear Stearns, Warner Music Group и семейном хедж-фонде. Round Hill потратил около $50 млн на покупку каталогов исполнительских прав и в прошлом году запустил фонд на манер фондов прямых инвестиций, дающий возможность людям со стороны вкладывать деньги в авторские права.

Минимальный размер инвестиций составляет $1 млн, а компании отчисляется высокая (хотя и стандартная для рынка прямых инвестиций) доля в 2% от активов плюс 20% от прибыли. По оценке Forbes, ежегодная отдача от вложений в каталог Round Hill составляет около 15%. Инвесторы получают 10%. Они могут приобрести права и с помощью других подобных компаний, например, Kobalt Music Group и Bicycle Music, где существуют такие же размеры минимальных инвестиций и такие же отчисления.

Вы можете принять участие в аукционе по продаже индивидуальных прав на роялти (цена часто составляет $10 000 или меньше) на недавно основанной Royalty Exchange (вам все равно нужно быть тем, кого Комиссия по ценным бумагам и биржам США называет аккредитованным инвестором — в частности, ваш подходящий для инвестирования чистый доход должен быть не меньше $1 млн).

 

По словам одного из основателей Royalty Exchange Уилсона Оуэнса, по большей части на площадке продаются доли прав, принадлежащих авторам, — они приносят пассивный доход и не связаны с обязательствами по менеджменту или лицензированию. Иногда авторы песен продают только часть своих роялти — например, 25% авторской доли прав на песню U Remind Me в исполнении Ашера недавно принесла неплохой доход в $113 000.

Дешевле покупать отдельные песни, связанные с неизвестными исполнителями, — это можно сравнить со спекуляциями копеечными акциями.

В том маловероятном случае, если эту песню вдруг обнаружат и захотят купить разрешение на ее исполнение в телевизионном рекламном ролике, вы можете заработать очень много.

Что касается каталогов и песен,  приносящих устойчивый доход, то здесь выплаты часто связаны с дополнительным правом на смягченный налоговый режим. В США цена, заплаченная при покупке прав на песню, может быть амортизирована (списана) в течение десятилетнего периода, и составляет в первое десятилетие большую часть освобожденных от налогов выплат.

 

Однако, если вы продадите свое право, то амортизированная часть восстанавливается и облагается налогом в обычных размерах вплоть до 39,6%, а любой доход, превышающий амортизированную часть, облагается налогом на более низком уровне, как долгосрочная прибыль. Если вы не занимаетесь деловыми операциями, связанными с защитой прав на исполнение песен, то все получаемые вами выплаты и доходы также облагаются новым 3,8-процентным налогом на чистый инвестиционный доход, объясняет Энтони Нитти, дипломированный ревизор из Аспена и автор Forbes.

В чем второй большой подвох? По американским законам, все письменные произведения (включая песни), авторские права на которые были зарегистрированы 1 января 1978 года и позже, через 70 лет после смерти последнего из авторов становятся общественным достоянием. Однако, авторы (и их наследники) через 35 лет могут потребовать возвращения себе проданных агентствам прав на территории США. Это может породить дорогостоящие юридические баталии, хотя обычно авторы используют эту возможность для того, чтобы спокойно договариваться о лучших условиях со своими агентствами. Это может уменьшить как доход, получаемый от песни компанией, занимающейся авторскими правами, так и рыночную стоимость произведения — вот еще одна причина, по которой лучше инвестировать в целый каталог, а не в одну песню.

В комнате для совещаний Грасс продолжает объяснять, каким образом розничный инвестор может купить права непосредственно у группы. Он по-прежнему используют группу Tesla как пример, ведет курсор вниз и показывает  нечто под названием City Kidd Music — такое имя члены группы Tesla выбрали для обладания своими авторскими правами, которые на сегодняшний день по-прежнему принадлежат им.

Заинтересовались? Слишком поздно. Round Hill уже купил весь их каталог.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+