К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ЦБ ответил Грефу на обвинения в «вышедшем за буйки» регулировании QR-кода


Монополизация платежного QR-кода позволит крупнейшим игрокам диктовать свои условия на рынке, заявила пресс-служба ЦБ, комментируя слова главы Сбербанка на этот счет. Ранее Греф заявил, что стремление ЦБ обязать банки использовать только универсальный QR-код на базе НСПК «заходит за все буйки» и препятствует инновациям

Монополизация универсального платежного QR-кода грозит серьезными перекосами на рынке и позволит крупнейшим игрокам диктовать свои условия, заявила пресс-служба Банка России, комментируя слова главы Сбербанка Германа Грефа о том, что ЦБ своим стремлением отрегулировать создаваемые банками решения препятствует инновациям. 

В ЦБ отметили, что подразумевают под конкуренцией равные условия и правила игры для всех участников рынка, вне зависимости от их размера. «Если же правила игры устанавливаются игроками, занимающими львиную долю этого рынка, и в их интересах, то о здоровой конкуренции речь не идет», — говорится в пресс-релизе (цитата по «Интерфаксу»).

Национальная система платежных карт (НСПК, оператор системы быстрых платежей) уже тестирует свой универсальный QR-код. Но летом 2024 года «Сбер», Альфа-банк и Т-Банк договорились о создании своего единого QR-кода. Задумано, что покупатель сможет отсканировать единый QR-код, который перебросит его на страницу оплаты (предполагается, что будет использоваться домен «Сбера» multiqr.ru), и выбрать способ платежа. На выбор ему будут представлены Pay-сервис, система быстрых платежей или цифровой рубль после его запуска в промышленную эксплуатацию. Трансакции будут проходить через расчетный банк консорциума.

 

В октябре ЦБ направил в Минфин предложения, согласно которым банки должны будут использовать только универсальный QR-код на базе НСПК. В ноябре соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.

Греф 6 декабря заявил по этому поводу, что предлагаемые регулятором границы «уже заходят за все красные и зеленые и все остальные буйки в части бизнеса». Он рассказал, что в ответ на обвинения в попытке «монополизировать» QR-код «Сбер» создал альянс с Альфа-банком, Т-Банком и Газпромбанком, чья доля в обороте эквайринга превышает 80%, передал в него все права на технологии эквайринга и банки-партнеры подключены к системе. «Тем не менее ссылка на платежный стикер у нас будет монопольной в государстве, внесен закон на эту тему, это беспрецедентная вещь», — подчеркнул он.

 

Глава крупнейшего российского банка признал, что чрезмерная зарегулированность «отбивает всякое желание заниматься инновациями», при том что российские банки способны решать задачи, которые больше никому не по плечу. При этом, по словам Грефа, сам ЦБ, выстроивший систему платежных карт и систему быстрых платежей, «совсем перебирает с игрой в бизнес». «Угроза на этом рынке — это регулятор, и против лома нет приема», — подчеркнул он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+