ЦБ предложил варианты решения проблемы высокой кредитной концентрации банков
ЦБ предложил варианты решения проблемы высокой кредитной концентрации банков — ситуации, когда у банков скапливается большой объем кредитов крупнейшим заемщикам относительно их капитала. ЦБ не намерен продлять санкционные послабления, ужесточит регулирование сделок обратного репо, будет стимулировать синдицированное кредитование, а также создаст Фонд поддержки банковского сектора
Банк России сформулировал и вынес для обсуждения доклад, где предложил варианты решения проблемы высокой кредитной концентрации банков — ситуации, когда у банков скапливается большой объем кредитов крупнейшим заемщикам относительно их капитала. Ранее ЦБ оценивал долговые обязательства пяти крупнейших компаний перед российскими банками в 56% капитала банковского сектора, считая такую величину одной из уязвимостей российской банковской системы. Если надежный заемщик допустит дефолт, банк лишится значительной части своего капитала, что может привести к отзыву лицензии. В случае, если речь идет о системно значимой кредитной организации, это может угрожать стабильности всей финансовой системы, объясняет ЦБ.
Исторически в России риски кредитной концентрации регулировались нормативами, но такой подход имеет изъяны, так как банки, формально соблюдая нормативы, могли наращивать кредитную концентрацию, признал ЦБ. Это стало особенно актуально с 2022 года, когда против крупных компаний были введены санкции, а внешние рынки капитала оказались для них закрыты. В таких условиях эти компании пришли за финансированием в российские банки, так как размер российского рынка капитала и объем активов институциональных инвесторов не закрывал их потребности. Банки же воспользовались «санкционными послаблениями», а также стали структурировать кредиты крупным компаниям через сделки репо с залогом их же облигаций, что позволило им формально снижать риск-вес в расчете нормативов концентрации до 5%, а в некоторых случаях и до 0%.
Чтобы преодолеть эти тенденции, ЦБ предлагает поэтапное изменение регулирования рисков кредитной концентрации. На первом этапе после 2024 года Банк России не будет продлять «санкционные послабления» — льготы для расчета нормативов, которые позволяли банкам применять льготный 50%-ный риск-вес и возможность не объединять в группу связанных заемщиков компании, к которым были применены санкции.
На втором этапе с 2026 года в течение пяти лет Банк России введет критерии качества контрагента по сделкам обратного репо. Для части контрагентов, чья оценка собственной кредитоспособности низкая (ниже «АА-»), банкам придется считать риск на эмитента бумаг, полученных в обеспечение. Также с 2026 года для системно значимых кредитных организаций будет поэтапно введен новый консолидированный норматив Н30. По нему системно значимые банки будут учитывать концентрацию на компании с риск-весом 100% и от основного капитала. А на последнем этапе, с 2028 года, ЦБ отменит льготный 50%-ный риск-вес для госкомпаний с выручкой более 2% ВВП.
Часть действующих норм планируется облегчить — например, для отдельных нормативов разрешить не объединять в группы связанных заемщиков операционно и финансово независимые высоконадежные компании, а также не рассчитывать концентрацию на консолидируемые лизинговые и факторинговые «дочки» банков, признает ЦБ.
Также ЦБ предложил ряд мер, которые будут стимулировать снижение рисков кредитной концентрации банков. Например, ЦБ обещает продвигать синдицированное кредитование (когда кредит предоставляют несколько банков) и в 2025 году разработает его стандарт. Также он внедрит понятие «оранжевой зоны» концентрации — приемлемого уровня превышения, который не приведет к отзыву лицензии, но обяжет банк отчислять больше средств в систему страхования вкладов за принятие повышенных рисков. Банки смогут принять такие риски только по двум группам связанных заемщиков с высокой кредитоспособностью. Кроме того, ЦБ создаст Фонд поддержки банковского сектора, одной из функций которого будет предоставление платных поручительств для покрытия рисков кредитной концентрации банков, выходящих за пределы максимального ограничения «оранжевой зоны» нормативов. Наконец, ЦБ рассчитывает на то, что компании будут все активнее работать на рынке облигаций и привлекать акционерный капитал от рыночных инвесторов.
Ранее банкиры скептически оценили часть мер, о которых написал ЦБ. Например, ВТБ не видит «рабочего механизма» для снижения рисков кредитной концентрации, заявил первый зампред правления банка Дмитрий Пьянов. По его словам, крупные корпоративные клиенты сейчас предпочитают закрывать свои кредитные потребности в небольшом количестве крупных банков, взаимодействуя с ними по принципу «одного окна».