О чем просят майнеры
Российские майнеры недовольны отдельными положениями законопроекта о майнинге, который в конце апреля в Госдуму внесла группа депутатов. Профильная Ассоциация промышленного майнинга (АПМ) направила всем авторам документа свои предложения, сообщил Forbes один из получателей письма.
В письме (с его содержанием ознакомился Forbes) майнеры просят разрешить иностранным компаниям легально работать на территории России. В тексте законопроекта порядок доступа иностранных лиц в принципе не прописан, отмечает АПМ. Если не внести правки, отрасль лишится как существующих, так и новых инвесторов, утверждают авторы письма. Дело в том, что сейчас значительный объем действующих майнинговых мощностей в России сосредоточен на балансе иностранных владельцев, преимущественно из Китая и стран Персидского залива. «Представляется целесообразным развитие механизмов взаимных инвестиций дружественных стран, в связи с чем ограничение уже существующих инвесторов в своих правах видится чрезмерным», — говорится в документе.
Майнеры предлагают наделить иностранных инвесторов в майнинговую отрасль правом размещать в России собственное оборудование для майнинга или арендовать его у операторов инфраструктуры, покупать вычислительные мощности или инвестировать в майнинг иными способами, быть включенными в специальный реестр (согласно законопроекту, только присутствие в реестре дает право заниматься майнингом) и платить налоги в стране.
Кроме того, авторы письма раскритиковали намерение депутатов наделить правительство правом по своему усмотрению запрещать майнинг в отдельных регионах России. Во-первых, такое регулирование негативно отразится на инвестициях в отрасль из-за неясных условий работы и отсутствия четкого, прописанного в законе механизма компенсации убытков собственникам. «Бизнесу фактически невозможно будет привлечь инвестиции третьих лиц, привлечь проектное финансирование или иное финансовое обеспечение инвестиций», — жалуются авторы письма. Такая правовая неопределенность негативно повлияет и на бюджеты регионов, где ранее реализовывались инвестпроекты в сфере промышленного майнинга.
Во-вторых, собственники и арендаторы майнинговых мощностей могут пойти в суды, чтобы добиться компенсации убытков. Авторы письма указывают на практику решений Конституционного суда России, согласно которой какое-либо ограничение владения или пользования на основании федерального закона должно сопровождаться обоснованной и соразмерной компенсацией убытков собственнику за счет средств федерального бюджета. В качестве примера АПМ рассчитала, во что обойдется федеральному бюджету возможный запрет майнинга в Иркутской области, если майнеры решат обратиться в суд. По данным «Системного оператора», общая потребляемая мощность центров обработки данных (ЦОД) на юге Иркутской области составляет около 711-1061 МВт. Исходя из оценки капитальных затрат около 10-15 млн рублей на 1 МВт ЦОД, приблизительные расходы федерального бюджета только по южной части Иркутской области составят 7-16 млрд рублей.
В АПМ подтвердили факт отправки письма. По словам директора Ассоциации Сергея Безделова, отрасль концептуально поддерживает законопроект, но отдельные его положения «могут привести к замедлению темпов развития отрасли и даже к ее деградации». «Как, например, быть предприятиям, которые уже построили свои ЦОД на таких территориях, где зачастую нет развитой инфраструктуры, дали рабочие места местным жителям, исправно платят налоги, вносят социальный вклад в развитие этой местности? Тогда надо сделать оговорку, что это не распространяется на уже построенные объекты, или предусмотреть компенсаторный механизм. Иначе получается, что инвестор нашел место в поле, сделал капиталовложения, потратил свое время, силы, а потом ему запрещают вести эту деятельность», — рассуждает он. В текущей версии законопроект может отпугнуть иностранных инвесторов в майнинговую отрасль и снизить объем чистой криптовалютной ликвидности, необходимой для внешней торговли, подчеркивает Безделов.
Что отвечают законодатели
Опасения майнеров депутатам ясны, заявил глава думского комитета по финансовому рынку и один из авторов законопроекта Анатолий Аксаков в разговоре с Forbes. По его словам, над формами и механиками участия иностранных инвесторов в майнинговую отрасль авторы законопроекта подумают. «Это предложение звучит разумно. Зачем нам ограничивать инвесторов, которые вкладывают в российскую экономику?» — говорит он.
«Понимаю обеспокоенность майнеров. Мое личное мнение — гражданам и компаниям из дружественных стран нужно разрешить работу с майнинговыми мощностями на территории России. Недорогая электроэнергия — это наше конкурентное преимущество, которое нужно использовать и делать индустрию майнинга экспортоориентированной», — согласен еще один автор законопроекта, заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Предложение предоставить действующим майнерам право продолжать работу в регионах, где будет введен правительственный запрет, встречает меньше понимания. «Правительство будет действовать в интересах жителей регионов, особенно когда речь идет об энергодефиците и незаконных подключениях», — объясняет Аксаков. Увеличения нагрузки на бюджет из-за многочисленных исков о компенсациях майнерам он не ждет. «Не думаю, что Конституционный суд в таких вопросах будет на их стороне», — добавил депутат.
Тотальный запрет на майнинг — инициатива Минэнерго, которая появилась в тексте законопроекта еще при прошлом министре энергетики, пояснил Антон Горелкин (в мае Николая Шульгинова на посту главы Минэнерго сменил Сергей Цивилев). «Считаю, что параметры этой опции необходимо обсуждать в режиме открытого прямого диалога между АПМ и Минэнерго», — отметил он. Forbes отправил запрос в Минэнерго.
По мнению младшего партнера Emet Law Firm Арсена Данеляна, законопроект в текущей версии в большей степени направлен на борьбу с незаконными подключениями. Эту проблему он решит, считает юрист. «К сожалению, в законопроекте ничего не сказано о гарантиях прав майнеров, их способов защиты», — сетует он.
Условия «сотрудничества» майнеров и государства действительно недоработаны, согласна основатель компании «Юристарт» Анна Водзинская. «По тексту законопроекта каких-либо ограничений для включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг-деятельность, кроме наличия неснятой судимости за преступления в сфере экономической деятельности, нет. Кроме того, правительством могут устанавливаться регионы, в которых майнинг будет запрещен. Думаю, что это будут регионы, в которых электросети изношены, не справляются с нагрузкой. В случае осуществления майнинга в таких регионах по решению суда возможно отсоединение потребителя без возмещения расходов на подключение», — говорит она. Таким образом, если регион попал под ограничения, майнерам, скорее всего, придется переезжать, считает юрист.