Что изменит закон о майнинге для рынка и пользователей криптовалют в России
Что предлагают депутаты
В конце апреля депутаты представили новую версию законопроекта, призванного урегулировать сферу майнинга и применение цифровых валют. По словам одного из авторов законопроекта, главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, законопроект может быть принят в весеннюю сессию, а ключевые его положения вступят в силу уже в сентябре этого года.
Согласно документу, юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП) вправе легально заниматься майнингом на территории страны только после включения в специальный реестр. Майнеры-физлица, не превышающие лимиты энергосбережения, от такой обязанности будут освобождены, если они добывают цифровую валюту в составе так называемого майнинг-пула (объединения мощностей нескольких устройств, принадлежащих разным владельцам). Однако все без исключения майнеры будут обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом о полученной криптовалюте и подавать данные об адресах-идентификаторах своих кошельков. У уполномоченного правительством органа будет право запрашивать информацию о полученной криптовалюте у майнеров, их контрагентов и финансовых посредников, например банков. Продавать намайненную криптовалюту майнеры смогут только через зарубежную инфраструктуру. Также законопроект дает правительству право запрещать майнинг в отдельных регионах.
Кроме того, законопроект запрещает организацию обращения криптовалют в России (сейчас законодательство запрещает лишь расчеты криптовалютой за товары и услуги), сделав исключение только для тестовых площадок ЦБ, а также майнеров. В частности, под запретом окажется организация сделок купли-продажи криптовалют и услуги по их проведению, если одна из сторон сделки — российская компания, «дочка» иностранной компании либо россиянин, который более 183 дней в году проживает в стране, то есть налоговый резидент России. Также при организации таких сделок запрещается использовать российскую информационную инфраструктуру — доменные и сетевые адреса в национальной зоне, системы, технические средства, программно-аппаратные комплексы, размещенные на территории России (такое определение дает 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах»).
Наконец, под запрет попадает реклама и продвижение таких услуг, площадок и самих криптовалют.
«Цель законопроекта — сделать криптовалютный рынок в России цивилизованным, допустив на него только добросовестных участников, тех, кто не вызывает вопросов у регулятора. Также важно, чтобы лакуны в законодательстве не позволяли впредь использовать криптовалюту на территории России для проведения сомнительных финансовых операций, оплаты наркотрафика, финансирования терроризма и так далее», — пояснил Forbes Анатолий Аксаков.
Законопроект впервые был внесен в парламент еще в ноябре 2022 года, но до сих пор не прошел даже первое чтение. Дело в том, что межведомственные согласования его положений, ключевыми участниками которых стали Минфин, Банк России, Росфинмониторинг и силовые органы, затянулись. Так, Минфин изначально выступал за мягкое регулирование рынка и возможность ее использования расчетных целей, а ЦБ и силовики — за фактический запрет криптовалютных услуг в России. Согласования проходили «в долгих спорах и дебатах с ЦБ», признавал начальник отдела регулирования банковской деятельности департамента финансовой политики Минфина Осман Кабалоев в конце февраля.
Внесенный в конце апреля законопроект стал компромиссом позиций сторон. «Мы уже давно согласны с тем, чтобы для внешнеэкономических расчетов использовать цифровые валюты... мне кажется, желательно, чтобы мы быстрее приняли этот режим, отработали, посмотрели, что можно в общее законодательство ввести, что — нет», — заявила на выступлении в Госдуме в апреле глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Чего не хватает в законопроекте
В криптоиндустрии восприняли законопроект критично. Главная претензия к законодателям — отсутствие в тексте документа положений, которые носили бы не запретительный, а стимулирующий отрасль характер. «У бизнеса есть общее сомнение в необходимости такого законопроекта. Альтернативные предложения представителей индустрии поднимались в Госдуме на экспертном совете при рабочей группе по вопросу законодательного регулирования рынка криптовалют. Например, бизнес предлагал ввести соответствующие ОКВЭД, чтобы дать возможность криптокомпаниям и ИП легально регистрироваться и платить налоги, дать им право устанавливать профессиональные стандарты через саморегулирование. Однако к обсуждению новой версии законопроекта экспертный совет просто не пригласили», — сетует член совета и гендиректор ООО «Цифровые платежи» Андрей Михайлишин. По его словам, без ответа остались и предложения по введению ОКВЭД и СРО для криптоиндустрии.
Законопроект негативно повлияет на крипторынок России, согласен глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. «При наличии регулирования де-юре, де-факто отрасль так и останется неподконтрольной. Столкнувшись с запретами без явных материальных бонусов от «обеления», игроки, скорее, будут пытаться избежать регистрации, подачи сведений о кошельках и в итоге — налогообложения», — рассуждает он.
Еще одним недостатком текущей версии законопроекта эксперты, опрошенные Forbes, называют технические неточности. Например, требование предоставлять адреса-идентификаторы кошельков не учитывает тот факт, что к любому кошельку можно сгенерировать множество таких адресов, обращает внимание Михайлишин. Кроме того, под майнингом цифровой валюты понимается деятельность по проведению математических вычислений, хотя майнеры, скорее, ведут поиск хеша (уникальной строки символов, которая получается в результате хеширования — преобразования произвольных данных в набор символов фиксированной длины по установленному алгоритму), говорит юрист Digital & Analogue Partners Елизавета Лобутева.
Вознаграждение за подтверждение транзакций предоставляется не только в результате майнинга, продолжает она. «Получить вознаграждение за подтверждение транзакций можно и через стейкинг — пассивный заработок за счет хранения криптоактива. Получается, что разработчики законопроекта объединили майнинг и стейкинг. И пока непонятно — это сознательная установка, чтобы распространить регулирование и на стейкинг, или просто неудачная юридическая техника?» — рассуждает Лобутева.
В разговоре с Forbes Анатолий Аксаков допустил, что соответствующие ОКВЭД для майнеров и саморегулирование индустрии может появиться по мере накопления опыта работы в рамках нового законодательства. Остальные неточности могут быть сняты в процессе принятия законопроекта, уверен он.
Каких изменений ждать криптоиндустрии
Сейчас основной массив судебных споров в сфере майнинга связан со взысканием с отдельных лиц средств за чрезмерное потребление энергии. Поставщикам электроэнергии суды часто отказывают, так как им не удается доказать факт коммерческого использования электроэнергии, обращает внимание советник практики разрешения споров юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Денис Крауялис. Присутствие майнера в реестре этот вопрос закроет, а перспектива переезда в другие регионы (в случае правительственного запрета майнинга в том или ином регионе) и возможное повышения тарифов для них поставит вопрос о целесообразности ведения бизнеса в России, рассуждает юрист.
Несмотря на запрет организации обращения криптовалют в России, для компаний, оказывающих услуги при операциях с криптовалютой, фактически ничего не меняется, считает юрист Digital & Analogue Partners Елизавета Лобутева: криптобиржи, брокеры и обменники и так не работают в России официально. «Законопроект не позволяет легализовать их деятельность и стимулировать платить налоги в России: те, кто работал на отечественной информационной инфраструктуре, перейдут на сервера, облака и доменные зоны иных юрисдикций, получат там лицензии и останутся в серой зоне. Кроме того, компании могут релоцировать ключевых программистов и технических сотрудников за рубеж, защищая их и себя от возможных проблем, способствуя оттоку человеческого капитала. Словом, новый законопроект добавит темных красок в эту и без того серую зону бизнеса», — пессимистичен Андрей Михайлишин.
По такому сценарию, в частности, развивался Forex-рынок в России, когда ЦБ ввел для дилеров лицензирование. Тогда лицензии ЦБ получили и стали членами СРО лишь несколько компаний, а остальные либо перерегистрировались в офшорные юрисдикции, либо продолжили работать без всяких регистраций. ЦБ боролся с такими игроками путем обращения в Роскомнадзор, который блокировал доменные имена, IP-адреса и URL страниц серых и черных дилеров на территории России и вносил их в специальный реестр запрещенных сайтов, и путем обращения в правоохранительные органы, которые закрывали их физические офисы.
Всякого рода «независимым биржам и обменникам», физически находящимся в России, точно придет конец, согласен старший аналитик ITSWM Георгий Окрочемдлишвили. «Скорее всего, те, кто предоставляет россиянам разного рода черные и серые схемы с криптой, либо вообще закроются, либо вынуждены будут, скажем так, освоить традиционные схемы вроде банковского обнала», — ожидает он.
Запрет на рекламу может серьезно затруднить для криптоинфраструктурных компаний открытое привлечение новых клиентов и последующие инвестиции в инновации, считает руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Юлия Привалова. А отсутствие в законопроекте интерпретации того, что именно считается рекламой и предложением криптовалют «неограниченному кругу лиц», может затронуть работу аналитиков, журналистов, специалистов по продвижению в области SMM, PR, рекламы, криптоаналитиков, блогеров и инфлюенсеров, предупреждает она. «Это может привести к правовой неопределенности и потенциальным судебным разбирательствам», — предполагает юрист.
Для физлиц в части совершения операций в новой версии законопроекта запретов нет — они по-прежнему могут продавать и покупать криптовалюту, выводить с ее помощью деньги за границу. Единственный негативный момент для них — потенциальное сокращение выбора площадок из-за запрета на организацию обращения критовалюты внутри России, солидарны собеседники Forbes. «Придется искать какие-то обходные пути, возможно, через страны ЕАЭС. Торгуют же многие российские клиенты через казахских брокеров на глобальных рынках!» — говорит Георгий Окромчедлишвили. В России сейчас около 20 млн частных владельцев криптокошельков — это экономически активные, трудоспособные и финансово состоятельные граждане, напоминает глава Юрий Припачкин. «Вместо того чтобы сделать для них прозрачную легальную инфраструктуру для майнинга и проведения операций с криптовалютой в российском контуре, мы отправляем всех за рубеж, где ничего контролировать не можем», — говорит он.