ЦБ рассказал о случаях нехватки юаневой ликвидности в российских банках
Ситуация с валютной ликвидностью в России ухудшается, констатировал Банк России в «Обзоре финансовой стабильности» за IV квартал 2023-го — I квартал 2024 года. Российскому бизнесу требуется все больший объем заемных средств в юанях, который не подкрепляется объемом и скоростью привлечения средств населения и бизнеса в китайской валюте. Такая тенденция наблюдается с декабря 2023 года, сообщил регулятор.
Ранее ЦБ отчитывался, что по итогам 2023 года объем депозитов населения и бизнеса в юанях вырос в два раза — с 34,2 млрд до 68,7 млрд в эквиваленте доллара США. Кредитование в юанях в тот же период выросло в 3,6 раза — с 12,7 млрд до 46,1 млрд в долларовом эквиваленте. Его рост провоцировала не только потребность бизнеса в новых ссудах в китайской валюте, но и продолжающаяся конвертация действующих корпоративных кредитов из «недружественных» валют. В течение года разница между привлеченными и размещенными средствами колебалась в пределах от 14 млрд до 22 млрд в эквиваленте доллара США.
Кроме того, с октября прошлого года у банков сокращаются остатки в юанях на межбанковских счетах. В результате не все банки, которые традиционно предоставляли коллегам юаневую ликвидность на межбанковском рынке, смогли продолжить это делать. Напротив, некоторые из них сами начали привлекать юаневую ликвидность. А другие банки-доноры стали закрывать позиции по размещению юаней в последний торговый день месяца для улучшения собственных показателей на отчетные даты.
В таких условиях для фондирования своих валютных активов и проведения расчетов по внешнеторговым контрактам российским банкам все больше приходилось полагаться на краткосрочное фондирование через операции «валютный своп» с ЦБ. Пик потребности в юанях пришелся на конец февраля 2024 года, когда своп-разница на рынке по отдельным сделкам превысила 180%, а дневной лимит операций «валютный своп» Банка России был исчерпан полностью. Ставки по операциям «валютный своп» юань — рубль в части стоимости предоставления юаней часто превышали уровни поддержки ЦБ, в результате чего активировались заявки регулятора по предоставлению юаневой ликвидности. «При этом концентрация контрагентов Банка России по операциям «валютный своп» была относительно низкой, что свидетельствует о наличии потребности в доступе к дополнительной юаневой ликвидности со стороны рынка в целом, а не только отдельных крупных участников», — отметил ЦБ.
Однако системных рисков в таких периодических дисбалансах регулятор пока не видит из-за того, что пики повышенного спроса на юани кратковременны. Они могут быть купированы расширением лимита по однодневному свопу с 10 млрд до 20 млрд юаней в последние и первые два торговых дня месяца, решил ЦБ.
Вместе с тем Центробанк признал, что банкам все же придется искать каналы дополнительной юаневой ликвидности, но полагаться нужно будет в основном на источники внутри страны. Эти источники — юаневые сбережения граждан и размещение средств российских компаний. Из-за угрозы вторичных санкций и валютных ограничений в Китае местные банки не смогут быть провайдерами юаневой ликвидности для российских коллег, заключает регулятор.
С начала 2024 года банки уже повышали ставки по юаневым депозитам для физлиц. В мае начался очередной раунд повышения: с 17 мая «Сбер» поднял ставки по вкладу в юанях до 4,5%, до такой же величины с 16 мая доходность юаневых вкладов повысил ТКБ. А ВТБ в апреле анонсировал запуск накопительного счета в юане. По прогнозам банка, совокупный рынок розничных сбережений в китайской валюте в этом году может вырасти примерно на 25 млрд юаней, а портфель — достичь 90 млрд. В результате уже к концу года юань может занять около 30% всех валютных сбережений населения и стать второй по популярности иностранной валютой в России.