Экономисты предсказали четвертое за три месяца повышение ключевой ставки
Почему ключевая снова вырастет?
На ближайшем заседании 27 октября Банк России продолжит цикл ужесточения денежно-кредитной политики — такого сценария ждут все 14 опрошенных Forbes аналитиков и экономистов. В первом полугодии ставка держалась на уровне 7,5%, в июле она выросла на процентный пункт (п.п.), в августе ЦБ внепланово поднял ее до 12%. После сентябрьского заседания ключевая находится на уровне 13%.
Сигналы коммуникации ЦБ в октябре остались достаточно жесткими из-за повышенных темпов роста цен, объясняет главный экономист по России и СНГ+ «Ренессанс Капитала» Софья Донец. «Текущие темпы инфляции пока не могут отражать уже реализованного повышения ключевой ставки, тут лаги действия длиннее. Но все же они не могут и не подогревать беспокойство регулятора, его желания сбить температуру инфляционных ожиданий», — считает она.
В сентябре месячная инфляция с сезонной корректировкой ускорилась до 14,6% — с 9,4% в августе, отмечает ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды». Рост потребительских цен в годовом исчислении достиг 6% против августовских 5,2%. Если месячный рост цен будет идти по высокой траектории или близко к ней, инфляция может превысить текущий прогноз Банка России, который 15 сентября был повышен до 6–7% по итогам года. Инфляцию разогревают растущие цены на отечественное и импортное продовольствие, подорожавшее из-за ослабления рубля, дефицита кадров, а также рост стоимости топлива и услуг, отмечает регулятор.
Цены также разгоняет ситуация на рынке труда. У бизнеса растут издержки «из-за вынужденного повышения заработной платы сотрудникам в условиях острого дефицита персонала и высокой конкуренции на рынке труда среди работодателей», пишет ЦБ. Ценовые ожидания предприятий продолжают расти и сейчас находятся вблизи максимумов последних лет.
Наконец, опасения ЦБ вызвала и публикация предварительных параметров бюджета на будущий год. Они предусматривают сохранение существенного бюджетного импульса, в том числе за счет повышения цены отсечения и базового уровня нефтегазовых доходов в бюджетном правиле, единовременных ненефтегазовых доходов, а также активную программу заимствований. Это повышает необходимость сохранения жесткой денежно-кредитной политики в течение 2024 года, констатирует регулятор.
Как вырастет ставка?
Базовый консенсус-прогноз всех 14 опрошенных экономистов и аналитиков на октябрьское заседание — плюс процентный пункт. Таким образом, ставка вырастет до 14%. Однако собеседники Forbes признают, что «на столе» у регулятора будет несколько вариантов. Зампред Банка России Алексей Заботкин говорил, что в будущем будет обсуждаться широкий диапазон решений, это следует воспринимать как диапазон «вокруг ожиданий рынка», считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Поскольку рынок ждет плюс процентный пункт, то думаю, что будут обсуждаться и более мягкий шаг в плюс 0,5 п.п. и более жесткое повышение в 1,5 п.п», — предполагает он.
В рисковом сценарии некоторые эксперты не исключают возможности более агрессивного повышения ставки — до 15%. На такую возможность указывают четыре из 14 собеседников Forbes: «Ренессанс Капитал», «КИТ Финанс», ИК «Регион» и «БКС Форекс». На такой шаг ЦБ может решиться в случае сохранения высоких темпов недельной инфляции на следующей неделе и ускорения инфляционных ожиданий, предполагает аналитик «БКС Форекс» Анатолий Трифонов. «В качестве второго по вероятности варианта решения, я рассматриваю повышение ставки на два процентных пункта, однако, учитывая слабый отклик рыночных ставок на сентябрьское решение, можно предположить, что каждое новое повышение ставки также будет сказываться на денежно-кредитных условиях с понижающим коэффициентом», — считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Вероятность более резкого или более мягкого шага ЦБ ниже, чем базовый прогноз в плюс процентный пункт, так как агрессивный рост ключевой создает высокий риск рецессии на фоне охлаждения кредитования, а более сдержанный создаст риски ослабления курса рубля и будет непропорционален текущим темпам инфляции, предупреждает Исаков.
Два эксперта допускают, что ЦБ может обсуждать и вариант сохранения ставки на текущем уровне. По мнению экономиста Константина Церазова, сейчас инфляция проходит пик, но в дальнейшем будет снижаться, а ключевая ставка в России — менее эффективный инструмент для сдерживания инфляции, чем, например, в США, поскольку на отечественном рынке есть «существенные проинфляционные факторы, находящиеся за пределами контроля Центробанка». К ним он относит повышение тарифов на природный газ и ЖКХ, а также высокую потребность в импорте. Кредитный импульс ЦБ может регулировать макропруденциальными методами, а на бюджетный в любом случае не влияет, соглашается портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист.
Когда ждать эффекта от ужесточения ДКП?
Из-за длительного — в три-шесть месяцев — лага в работе трансмиссионного механизма, через который монетарная политика влияет на спрос в экономике и инфляцию, эффект от повышения ставки российская экономика еще не почувствовала, а его проявлению мешали сразу несколько факторов. Один из них — терпимость потребителей к высоким ценам. «Постоянно растущие занятость и повышение доходов населения могут нивелировать первичное ужесточение денежно-кредитных условий: потребители становятся более толерантными к высоким ценам и процентам по кредитам. Также следует учесть, что основной рост доходов сейчас происходит в тех группах населения, которые не имели возможности и привычки формировать сбережения, а напротив, имеют значительный нереализованный спрос на товары как повседневного спроса, так и длительного пользования», — объясняет Валерий Вайсберг из ГК «Регион».
Нереализованный спрос по-прежнему стимулирует розничное кредитование. Времени с момента повышения ключевой ставки еще недостаточно прошло, чтобы купировать проинфляционные риски, поскольку некоторые крупные банки держали условия выдачи розничных кредитов по старым условиям до конца сентября и многие граждане могли этим воспользоваться, признает старший аналитик «РСХБ Управление Активами» Павел Паевский. К концу года можно ожидать охлаждения кредитного рынка и в корпоративном, и в розничном сегменте, но до возврата к сберегательной модели поведения домохозяйств еще далеко. Для этого нужно, чтобы высокие ставки по депозитам держались на протяжении не менее девяти месяцев, заключает Паевский.