Счетная палата усомнилась в цене нефти в $60 за баррель в бюджетном правиле
Существуют риски недостижения уровня цены нефти в $60 за баррель, которая обозначена в качестве базовой в новой версии бюджетного правила, предупредила Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета на 2024-2026 годы, с которым ознакомился Forbes.
В 2024 году Минфин вернется к традиционному бюджетному правилу исходя из цены на нефть. Если в 2022 году из-за неопределенности базовые нефтегазовые доходы зафиксировали на уровне в 8 трлн рублей, то теперь Минфин снова будет ориентироваться на уровень цен на нефть. С 2017 года цена отсечения была $40 за баррель с ежегодной индексацией (в 2022 году она доросла до $44,2 за баррель) — доходы при цене нефти выше планки накапливались в Фонде национального благосостояния. С 2024 года цену отсечения увеличат до $60 за баррель, а с 2027 года будет повышать на 2% в год.
«Счетная палата полагает целесообразным отметить наличие рисков недостижения уровня $60 за баррель, — указано в заключении. — Только за последние 10 лет среднегодовая цена на нефть марки Urals опускалась ниже $60 за баррель в 2015‒2017 годах и в 2020 году на фоне кризисов». С 2014 по 2023 год средняя цена на нефть составляла всего $63,1 за баррель, отмечает Счетная палата.
В целом бюджет сверстан, исходя из ожиданий высоких цен на нефть ($70-71 за баррель) и слабого курса (90-92 рубля за доллар). Повышение цены отсечения до $60 за баррель позволит на 1,7 трлн рублей увеличить базовые нефтегазовые доходы и соответственно расходы федерального бюджета, объяснял замглавы Минфина Алексей Лавров в Госдуме 9 октября.
Минфин рассчитывает в 2024 году увеличить нефтегазовые доходы бюджета почти на 30%, до 11,5 трлн рублей — это практически уровень рекордного 2022 года, когда энергокризис подогревал цены на сырье. Ужесточение налогообложения в нефтегазе пополнит казну на 7 трлн рублей за 2024-2026 годы — это одна из главных мер «мобилизации доходов».
Бюджет впервые сверстан, исходя из экспортной цены на российскую нефть, а не Urals, указывают аудиторы. Раньше Минфин ориентировался на котировки Urals, рассчитанные ценовым агентством Argus на базе цены в европейских портах, куда российская нефть фактически не поступает с 2023 года. С 2024 года Argus перестанет публиковать котировку Urals.
При этом ЦБ по-прежнему использует в своем прогнозе цену на нефть Urals. «В результате исходные условия функционирования российской экономики в прогнозе Банка России и Минэкономразвития России несопоставимы», — констатировали аудиторы. Счетная палата указала на необходимость обосновать расчет экспортной цены на российскую нефть и объяснить ее взаимосвязь с Urals, которую Минфин использует для расчета нефтегазовых доходов.
Кроме того, Счетная палата сочла прогноз Минэкономразвития, на котором базируется бюджет, скорее целевым, нежели реалистичным. «Консервативный вариант не предполагает введения новых факторов, которые могут оказать давление на российскую экономику, не тестирует шоковые варианты изменения внешних и внутренних условий», — предупредили аудиторы. «Прогноз Банка России более пессимистичен, чем прогноз Минэкономразвития, и предполагает более жесткую денежно-кредитную политику для более раннего возвращения инфляции к цели (4% — прим. Forbes)», — указывает Счетная палата.
Вопросы у Счетной палаты также вызвали ожидания правительства по росту потребительского спроса за счет увеличения доходов граждан. «В условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений», — полагают аудиторы.
Обслуживать госдолг станет дороже медицины и образования
Расходы в 2024 году вырастут на 15,7% по сравнению с 2023-м до рекордных 36,6 трлн рублей. Главные причины роста трат — наращивание почти на 70%, или 4,3 трлн рублей, расходов по разделу «Национальная оборона», на 19,4% (1,2 трлн рублей) на «Социальную политику» и в полтора раза (на 772 млрд рублей) на обслуживание государственного долга. Из-за увеличения госдола на 37% до 40 трлн рублей, или 19,8% ВВП в 2026 году, его обслуживание подорожает в 2,2 раза. Расходы на обслуживание госдолга превысят 3,3 трлн рублей в 2026 году — это больше, чем траты на здравоохранение и образование вместе взятые (3 трлн рублей), подчеркивает Счетная палата.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение снизятся в 2024 году по сравнению с 2023-м в реальном выражении (с учетом повышения цен), на образование — сохранятся на уровне 2023 года, а в 2025–2026 годах даже снизятся, указала Счетная палата.
Экономисты РАН ранее оценили снижение расходов в реальном выражении на ЖКХ в 14% по сравнению с 2023 годом, национальную экономику — на 10%. В 2025 году вовсе запланировано снижение номинальных расходов на ЖКХ почти на 43%, на национальную экономику — на 17%, на образование — на 15%, на культуру — на 21%.