Минфин расширит льготы для бизнеса после заморозки налоговых соглашений с Западом
Минфин готовит новые «компенсации» для российских компаний в связи с приостановкой соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с «недружественными» странами. В частности, прорабатывается защита экспортеров, привлекающих услуги международных перевозчиков. Новые меры обсуждались на заседании экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Госдумы 12 октября. О его содержании рассказали два источника Forbes.
Представители делового и экспертного сообщества предложили Минфину расширить список льготируемых операций. Минфин не возражает против сохранения льгот на платежи за международные перевозки до конца 2024 года. Налоговые соглашения позволяли снизить ставку с 10% до 5% или 0%. Кроме того, бизнесу разрешат погасить долги перед западными инвестиционными фондами и длящиеся долговые обязательства с прежними налоговыми условиями. Приостановка соглашений увеличила налог до 20%, тогда как раньше выплата процентов могла вовсе не облагаться налогом.
Forbes направил запрос в пресс-службу Минфина.
Ранее Минфин уже согласился сохранить налоговые льготы на шесть видов выплат за границу: проценты по кредитам, лицензионные платежи за уникальный софт без аналогов в России, аренду самолетов и связанные с ней страховые выплаты, покупку морских судов, спортивные и развлекательные трансляции. При уплате налогов компании смогут руководствоваться прежними положениями — как было до приостановки СИДН. Решение распространится на выплаты с 8 августа — даты приостановки соглашений. Законопроект о приостановке СИДН рассматривает Госдума, дополнительные меры пропишут ко второму чтению законопроекта.
8 августа президент Владимир Путин указом приостановил налоговые соглашения с 38 «недружественными» странами. Это и популярные у россиян Кипр, Мальта и Люксембург, и те юрисдикции, компании из которых сохранили доли в российских проектах, несмотря на санкции (Франция, Германия, Япония и т. д.). Мера стала ответом на то, что ЕС внес Россию в черный список стран, не сотрудничающих по налоговым вопросам. Минфин не рассчитывает собрать существенные дополнительные доходы в бюджет благодаря заморозке СИДН.
Приостановка не равна денонсации — соглашения продолжают действовать. На паузу поставили нормы о пониженных налогах на выплаты из России на Запад. Например, на дивиденды придется платить налог 15% вместо 10% или 5% (в зависимости от договора с конкретной страной), а на проценты по займам и роялти — 20% вместо 0%.
Рост налогов затронул российский бизнес со структурами и связями в «недружественных» странах. Контракты обычно обязывают выплачивать иностранным контрагентам определенную чистую сумму дохода, и налог фактически возлагается на российскую сторону.
Компромисс с экспортерами
Минфин прорабатывает возможность сохранить налоговые льготы на оплату услуг международных перевозчиков до конца 2024 года. Это важно для экспортно ориентированных компаний. Переходный период станет компромиссным решением, чтобы российский бизнес успел найти новых перевозчиков не из «недружественных» стран, отметил на заседании представитель Минфина.
На рынке международных перевозок нет большого разнообразия, отмечает партнер, руководитель Департамента налогово-юридических услуг аудиторской компании Kept Михаил Орлов. «Отказаться от одних перевозчиков и найти других зачастую нереально — танкеры строятся под конкретных заказчиков, — пояснила Forbes партнер Б1 Марина Белякова. — В идеальном случае за год-полтора собственники судов смогут перестроить структуры владения, например перевести суда с Кипра в Гонконг. Такой перевод может быть сопряжен с налоговыми издержками, но за год хотя бы будет понятна ситуация и обстоятельства конкретных компаний и их контрагентов».
По мнению Орлова, «маловероятно, что до конца 2024 года бизнес найдет альтернативных перевозчиков из «дружественных» стран — скорее свыкнется с ростом налогов и заложит возросшие издержки на перевозки в цены товаров». Создавать фирмы-прокладки в «дружественных» странах, чтобы избежать роста налогов, бессмысленно, если фактический получатель выплат из России — контрагент в «недружественной» стране. «Махинаций с техническими фирмами, которые не могут успешно оспорить налоговые органы, не существует», — подчеркивает Михаил Орлов.
Защита от удорожания займов
Минфин готов разрешить компаниям погасить старые займы у инвестиционных фондов и по длящимся долговым обязательствам, применяя прежние ставки налогов. Главное условие — займы должны быть на рыночных условиях и заключены до 1 марта 2022 года.
Ранее Минфин уже сохранил налоговые льготы при погашении займов в банках и экспортно-кредитных агентствах. Однако инвестиционные фонды тоже предоставляли займы российскому бизнесу, аргументировал один из участников заседания в Госдуме. Минфин не преследует цель, чтобы российский бизнес платил больше по займам, которые привлекал до ужесточения санкций на рыночных условиях, учел предложение представитель министерства.
«Отсечка» в виде даты 1 марта 2022 года позволит избежать махинаций, подчеркивает Михаил Орлов. «Иначе компании могли бы заключать дополнительные соглашения к старым договорам и искусственно увеличивать безналоговую выплату доходов за рубеж», — поясняет он.
Софт и лизинг
Чтобы сохранить налоговые льготы при использовании иностранного софта, компании, согласно законопроекту о приостановке действия СИДН, должны будут подтверждать, что у программного обеспечения нет российских аналогов. Однако механизм этого подтверждения оставался неопределенным. По итогам заседания экспертного совета бюджетного комитета Думы было решено, что вопрос будет проработан Минпромторгом и Минцифры, и если профильные ведомства не будут готовы подтверждать отсутствие отечественных аналогов, Минфин готов отказаться от условия об уникальности софта.
Кроме того, Минфин доработает формулировки законопроекта о сохранении налоговых льгот на выплаты за лизинг самолетов у иностранных компаний. Изначально норму сформулировали с участием «Аэрофлота», в то время как законодательство должно учитывать интересы всех российских авиакомпаний. В частности, представители делового сообщества предложили убрать из законопроекта условие о том, что ставку 0% на платежи при урегулировании претензий иностранных лизингодателей могут применять только авиакомпании, получавшие помощь из Фонда национального благосостояния. Софинансирование на выкуп иностранных самолетов из ФНБ получал «Аэрофлот».
При этом Минфин категорически отказался сохранять налоговые льготы на выплаты лицензионных платежей (роялти) правообладателям товарных знаков в «недружественных» странах. Отказ полностью укладывается в логику Минфина, считает Орлов из Kept. «Минфин всегда подозревал, не всегда обоснованно, что выплаты лицензионных платежей за рубеж чаще всего связаны с попыткой минимизировать налоги в России. Очевидно, что сегодня Минфин не готов выпускать эти доходы без налога», — отмечает эксперт. «Платежи за товарные знаки и в прошлом вызывали много вопросов у ФНС в части обоснованности», — отмечает Белякова.
Риск двойного налогообложения доходов граждан
Налоговые соглашения позволяют платить подоходный налог только в одной стране либо в обеих странах, но по сниженной ставке. Уплаченный НДФЛ за рубежом можно «зачесть» по обязательствам в России.
Изначально Минфин обещал, что заморозка соглашений не затронет физлиц. Действительно, после приостановки прежние нормы о налогообложении физлиц остались в силе. Однако они опираются на инструментарий статей, которые заморозили. Поэтому буквальное толкование соглашений не исключает двойное налогообложение доходов физлиц.
Эксперты обратили внимание на этот риск. Минфин готов проверить работу нормы и в случае необходимости скорректировать налоговое законодательство. «У нас нет намерения, чтобы иностранные налоги не засчитывать в пользу российских», — подчеркнул представитель Минфина.