К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мировой опыт не поможет оценить эффект: как Россия попала в черный налоговый список

Вид на Кафедральный собор на острове Канта, рыбную деревню и стадион «Калининград» на острове Октябрьский в Калининграде. (Фото Виталия Невара / ТАСС)
Вид на Кафедральный собор на острове Канта, рыбную деревню и стадион «Калининград» на острове Октябрьский в Калининграде. (Фото Виталия Невара / ТАСС)
На этой неделе Россия оказалась в одной компании с Панамой, Коста-Рикой и Маршалловыми островами: в черном списке налоговых юрисдикций. Что к этому привело, какими могут быть последствия и можно ли теперь считать Россию налоговым убежищем?

Что случилось

Угроза попадания России в европейский черный список налоговых юрисдикций, обозначенная еще год назад, незадолго до начала «спецоперации»* на Украине, на этой неделе реализовалась. Совет ЕС включил Россию в число стран, «не сотрудничающих по налоговым вопросам». Теперь она среди юрисдикций с прочной репутацией налоговых гаваней, таких как Панама и Британские Виргинские острова. 

Совет ЕС объяснил, что причиной включения в список стало то, что Россия не устранила недостатки режима международных холдинговых компаний (МХК) в специальных административных районах (САР) в Приморье и Калиниграде, на островах Русский и Октябрьский. Российский Минфин указывает на то, что еще в феврале прошлого года в Налоговый кодекс внесли изменения с учетом замечаний ЕС. Однако с прошлого марта все контакты с ЕС в налоговой сфере прекратились, а решение о включении в черный список было принято без консультаций с российской стороной. «Причины такого решения нам неизвестны», — добавили в ведомстве. 

Почему Россия в черном списке

Особенности российского налогового законодательства, которые не устраивали ЕС, были названы еще в 2021 году, говорит партнер Kept Александр Токарев. Ключевые претензии ЕС касались доступа к САРам, а также уровня фактического присутствия компаний в них. САРы работают с 2018 года и позволяют иностранным компаниям мигрировать в Россию и получить налоговые льготы (0% налога на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%, нулевые ставки налога с доходов от продажи доли в компании, прибыли для российских бенефициаров, прибыли от деятельности зарубежных «дочек» и т. д.). Однако российские компании доступа в САРы на тот момент не имели — это, с точки зрения ЕС, создавало так называемую «вредоносную налоговую конкуренцию». А переехавшие туда в статусе МХК иностранные компании зачастую ограничивались лишь формальной регистрацией, не имея офиса и сотрудников, что также не соответствует европейским налоговым стандартам. 

 

Тем не менее Минфин год назад открыл САРы для российских компаний, а также сделал наличие офиса и сотрудников обязательным для получения налоговых льгот, указывает Токарев. «Так что настоящая причина внесения России в черный список ЕС может быть в другом — в отсутствии диалога между зарубежными странами и Минфином в связи с текущей политической ситуацией», — говорит он. Налоговых причин вносить Россию в черный список нет. Если посмотреть на текущий список, Россия там явно выбивается из списка офшоров, что еще раз подчеркивает, что страна попала в список скорее по геополитическим причинам, соглашается партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко. Повод для внесения в список скорее формальный, так как режим САРов сопоставим с холдинговым режимом некоторых стран ЕС (например, Кипра), да и по многим позициям не превосходит общий российский режим, отмечает партнер Б1 Марина Белякова.

Каковы последствия

Теперь каждое государство ЕС сможет применить к России набор административных и правовых мер. Среди них — усиленный мониторинг транзакций между российскими и европейскими резидентами. Если европейская компания приобретет товары или услуги у российской компании, то ее затраты для целей налогообложения вычитаться не будут, приводит пример еще одной меры Токарев из Kept. Или если раньше компания из страны ЕС платила дивиденды в пользу российской без удержания налогов (как было ранее, например, на Кипре), то теперь с этих выплат будет удержан налог. Также резиденты ЕС должны будут платить налог с распределяемой прибыли, получаемой от российских лиц. 

 

Последствия включения России в черный список могут отличаться от страны к стране, говорит Галина Науменко из «Технологий доверия». Любая страна — член ЕС может применить как минимум одну меру к стране из черного списка, но примерно половина вводит полный набор мер. «Нидерланды будут применять налог у источника на проценты и роялти, а немецкие компании, возможно, не смогут вычитать стоимость купленных в России товаров при уплате налога на прибыль», — приводит пример она.

«Такой крупной страны в черном списке не было, так что даже весь накопленный в мире опыт не позволяет оценить эффект», — подчеркивает она. Одним из самых очевидных последствий может быть ужесточение комплаенса, считает эксперт. «Сейчас российским компаниям сложно открывать счета в зарубежных банках, но попадание в черный список ЕС может еще больше осложнить ситуацию, так как банки будут смотреть, состоит ли страна потенциального клиента в черном списке или нет», — рассуждает Науменко.

Убежище или нет

Несмотря на то что Россия оказалась в списке классических налоговых гаваней, таких как BVI, считать ее после этого налоговым убежищем было бы неправильно, подчеркивает Александр Токарев. Черный список — это лишь перечень стран с неблагоприятным налоговым режимом. В него можно попасть по разным основаниям, нарушив один из критериев ЕС: налоговая открытость, справедливое налогообложение (под этот пункт попадают претензии к САРам и офшорам) и т. д. «Если, например, страна попала в список потому, что не участвует в какой-либо инициативе по налоговой прозрачности, то не совсем корректно называть ее классическим налоговым убежищем», — добавляет он. 

 

Принципиальное отличие России от островных офшоров состоит в уровне агрессивности налоговых мер. «Налоговый режим САРов, по моему мнению, разрабатывался исходя из того, чтобы переходящие в него из-за рубежа компании (например, с Кипра) не получили хотя бы на обозримый интервал времени принципиально более высокую налоговую нагрузку. То есть ориентиром были режимы холдинговых стран ЕС, Сингапура, Гонконга. Задачи предоставить полное освобождение от налогов не было», — объясняет Марина Белякова из Б1.

Право на реабилитацию

Единых сроков, в которые страны должны вводить меры против России, нет, отмечает Галина Науменко. Это зависит от местного законодательства в каждой стране ЕС. Например, в Люксембурге меры против страны, попавшей в список, должны начать действовать только на следующий год после ее внесения. 

Выйти из черного списка для России будет сложно. Список ставится на пересмотр два раза в год: в феврале и октябре. Если государство намерено покинуть список, оно должно взять на себя определенные обязательства, для мониторинга исполнения которых также требуется время, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

В ближайшее время обеление России как юрисдикции вряд ли произойдет, считает Токарев из Kept: процесс сдвинется с места только после того, как диалог двух сторон наладится. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+