К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правительство направит часть бюджета нацпроекта «Экология» на беспилотники

Александр Полегенько / ТАСС
Александр Полегенько / ТАСС
Власти намерены потратить более 60 млрд рублей за три года на развитие индустрии двойного назначения — беспилотников. Часть денег на это возьмут за счет сокращения расходов на ликвидацию свалок и сохранение лесов. Значительная доля бюджета специального нацпроекта по развитию отрасли уйдет на дорогостоящую инфраструктуру: линии контроля и управления полетом, посадочные площадки, станции обслуживания беспилотников, которые сейчас строят сами эксплуатанты

Минфин переадресует почти 200 млн рублей из бюджета национального проекта «Экология» на новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы». В целом правительство намерено потратить на поддержку производства гражданских дронов 63,8 млрд рублей в 2024-2026 годах, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета (есть у Forbes).

Нацпроект стартует с 2024 года и направлен на создание в России новой отрасли экономики — производства беспилотников. Куратор нацпроекта — первый вице-премьер Андрей Белоусов, а руководитель — вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров. В первый год запланирован наибольший объем финансирования — почти 45,5 млрд рублей. Далее траты составят около 9,6 млрд рублей в 2025-м и порядка 8,8 млрд рублей в 2026 году.

Президент Владимир Путин предположил, что объем отрасли беспилотников достигнет 1 трлн руб. Сейчас он оценивается примерно в 12 млрд рублей, прокомментировал Forbes гендиректор компании «Курсир» (участник рынка Национальной технической инициативы «Аэронет») Виталий Муниров. Белоусов рассчитывает, что к концу 2026 года российские производители будут выпускать 18 000 беспилотников в год и покроют 52% внутреннего спроса. 

 

Беспилотники — это продукция двойного назначения, отмечает эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Эдуард Багдасарян. То есть ее можно использовать как для гражданских, так и для военных нужд. В гражданской сфере наибольший потенциал для применения беспилотников — в сельском хозяйстве, надзоре за состоянием критической инфраструктуры, в частности энергосетями, в картографии и кадастре, доставке грузов, пояснил эксперт. В то же время с июня 2023 года полеты коммерческих дронов ограничены в 58 регионах, включая Москву, после атак беспилотников.

На новый нацпроект перенаправят часть средств, которые ранее правительство хотело потратить на нацпроект «Экология». Так, 106 млн рублей на беспилотники заберут от запланированных ранее расходов на ликвидацию несанкционированных свалок в городах, еще 61 млн рублей — из бюджета «Российского экологического оператора» на систему обращения с бытовыми отходами, еще 30 млн рублей возьмут из проекта «Сохранение лесов». При этом 206,3 млн рублей адресно потратят в 2025-2026 годах на закупку беспилотников для охраны лесов от пожаров и сохранения видов животных.

 

Сейчас объем российского рынка беспилотников оценивается почти в 26 000 штук (без учета образовательных), доля российских беспилотников — более 20%, сообщила Forbes пресс-служба Минпромторга. Беспилотники и комплектующие к ним производят более 90 организаций, они выпускают более 6000 беспилотников в год. Минпромторг отметил высокую зависимость отрасли от импортных комплектующих. «Но при этом у российских производителей есть все компетенции по обеспечению технологического суверенитета в отрасли», — отмечает ведомство.

Forbes направил запрос в Минфин и представителю Андрея Белоусова.

На что запланированы траты

Больше всего средств — 36,4 млрд рублей в 2024 году зарезервировано на инфраструктуру, безопасность и специализированную систему сертификации беспилотников, развитие технологий и подготовку кадров. 

 

Значительная доля бюджета нацпроекта уйдет на дорогостоящую инфраструктуру, прокомментировала Forbes замгендиректора по связям НИЦ «Аэроскрипт» Зарина Хубежова. Инфраструктура — это линии контроля и управления полетом, посадочные площадки, станции обслуживания беспилотников и так далее, пояснил Forbes Виталий Муниров. Сейчас всю инфраструктуру строят эксплуатанты, например, сами разворачивают наземные станции связи, рассказал он.

Кроме того, в России не сформирована полноценная система сертификации беспилотников. «Необходимы стандарты, регламенты, стенды, что тоже требует внушительных финансовых и интеллектуальных вложений», — подчеркивает Зарина Хубежова. 

Для безопасности полетов в первую очередь нужно обеспечить удаленную идентификацию беспилотников, организовать обучение эксплуатантов в соответствии со стандартами, утвердить механизм страхования аппаратов, продолжил Виталий Муниров: «Естественно, использовать аппараты, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Если речь про аппараты свыше 30 кг, то использовать те, которые получили сертификаты соответствия всем требованиям и нормам безопасности». «Что касается кадров, то отрасли нужны внешние пилоты, разработчики, конструкторы, cхемотехники, инженеры и, конечно, внешние пилоты и специалисты, которые будут обслуживать беспилотники», — рассказал Виталий Муниров. 

Сколько составит госзаказ

Государство становится главным заказчиком как аппаратов, так и сервисов беспилотной авиации, отмечает Зарина Хубежова. Госорганы закупят беспилотники на 493,3 млн рублей в 2024 году, на 986 млн рублей — в 2025-м и на 184,6 млн рублей — в 2026-м, следует из материалов к федеральному бюджету. Основные производители дронов в России — компании «Геоскан», «Финко», Zala Aero (дочерняя компания концерна «Калашников») и «Птеро». Замглавы Минпромторга Василий Осьмаков сообщал «Известиям», что, помимо перечисленных компаний, госзаказ могут удовлетворить ЛМТ, Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова, «Радар ммс», «ВР-Технологии», AeroGlobe. 

Беспилотники, в частности, используют «Почта Россия», «Россети» для мониторинга состояния электростей, Росреестр, госкорпорации, перечисляет Эдуард Багдасарян: «В условиях «спецоперации»* произошел бум на системы антидрон для защиты спецобъектов и критически важной инфраструктуры».  

 

Траты на импортозамещение

Вторая крупнейшая статья расходов — компенсация разработчикам части затрат на исследования и проектирование. На это из федерального бюджета будут тратить по 5,3 млрд рублей ежегодно. Господдержка потенциально может обеспечить приток новых коллективов и новых идей на рынок, повысив конкуренцию и подняв качественные показатели предлагаемых решений, прокомментировал Forbes главный редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.  

Еще по 598 млн в год запланировано на исследования для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство. «Нам необходимо защитить пилотируемые воздушные суда от конфликта с беспилотником, беспилотник должен среагировать первым и уйти от столкновения», — объяснял замминистра транспорта Игорь Чалик. «Полеты беспилотников в едином воздушном пространстве с вертолетами и самолетами — сложная техническая задача, которая требует исследований и экспериментов», — подчеркивает Багдасарян.

Отдельная статья расходов — по 1,3 млрд рублей в год на поддержку производителей критических комплектующих. Сейчас производство беспилотников на 95-98% зависит от импортных комплектующих, констатировал Виталий Муниров. Прежде всего это электроника, двигатели, рулевые машинки, аккумуляторные батареи, перечисляет Багдасарян. «Санкции в большей степени повлияли на беспилотники негражданского применения, потому что все остальное можно закупить либо напрямую, либо через каналы серого импорта», — пояснил Муниров. «Государство вкладывает в развитие сферы значительные ресурсы. И я думаю, что в следующие годы дисбаланс будет меняться и у нас будут появляться свои локальные производители тех или иных комплектующих для беспилотников», — оптимистичен он.

Спрос поддержат субсидиями

Минфин запланировал по 467 млн рублей ежегодно на компенсации эксплуатантам беспилотников части стоимости летного часа, что в 2,7 раза меньше, чем просил Минпромторг. Он предлагает возмещать до 50% стоимости летного часа — от 4000 до 95 000 рублей за час в зависимости от веса аппарата (легкий или тяжелый самолет или вертолет) и поддержать таким образом более 30 проектов. Минпромторг отмечает высокий спрос на услуги мониторинга и дистанционного зондирования и перевозки беспилотниками, но из-за высокой стоимости летного часа заказчики чаще выбирают другие услуги. Высокая стоимость услуг беспилотников снижает стимулы бизнеса реформировать операционную деятельность и переходить на использование беспилотников, констатировал Денис Федутинов. 

 

Еще 441,4 млн рублей в год запланировано на субсидии производителям беспилотников для того, чтобы они давали скидки покупателям. Это в полтора раза меньше, чем просил Минпромторг, — 2,3 млрд в 2024-2026 годах. Поскольку российские беспилотники дороже импортных, что мешает наращивать спрос на них, Минпромторг предлагал субсидировать до 50% цены договора на покупку беспилотника и до 1 млн рублей на один аппарат. Господдержку получат только предприятия с производством на территории страны — семь производителей в 2024-2026 годах и более 20 за весь период реализации нацпроекта. Мера поддержки позволит компаниям закупить почти 14 000 российских беспилотников на общую сумму 4,5 млрд руб, ожидает Минпромторг.

Отдельные субсидии предприятия получат для снижения затрат на сертификацию беспилотников. На эту цель Минфин запланировал по 475 млн в год. Сейчас сертификация одного беспилотника обходится производителю в более 100 млн рублей, рассказал Виталий Муниров. «При такой стоимости сертификации мы не скоро увидим процветающую беспилотную отрасль», — подчеркивает он. Пока в России только один тяжелый беспилотник сертифицирован по требованиям Росавиации — БАС-200 холдинга «Вертолеты России». В случае удешевления сертификации и снижения административных барьеров появится больше сертифицированных дронов, полагает Муниров.

Снижение затрат на сертификацию необходимо для легитимного применения беспилотников и поможет навести порядок в отрасли, подчеркивает Федутинов. По его словам, поддержка государства необходима и на следующем этапе — летные испытания.

Пока не вполне понятны механизмы отбора компаний для получения такой поддержки, подчеркивает Федутинов. «При отсутствии прозрачных и единых для всех претендентов правил и должного контроля со стороны госинститутов не исключено, что этими преференциями могут воспользоваться лица и компании, пытающиеся просто «погреть руки» на горячей теме», — предупредил эксперт.

 

Для развития российским производителям необходим лучший бизнес-климат и возможность экспортировать беспилотники в другие страны, считает Багдасарян. «Невозможно достичь должного уровня рентабельности, производя исключительно на российский рынок. Только в случае массового производства и экспорта цены на российские беспилотники и комплектующие будут конкурентоспособными», — считает эксперт.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+