Владельцам офшоров продлят право перевести активы в личную собственность без налога
Правительство намерено продлить до конца 2023 года освобождение от НДФЛ для бизнесменов, которые перепишут активы с зарубежных структур в личную собственность, выяснил Forbes. Такая мера предусмотрена поправками ко второму чтению масштабного законопроекта о поправках к налоговому законодательству, которые подготовил Минфин. Текст поправок есть у Forbes, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с процессом его подготовки. Forbes направил запрос в Минфин.
Льгота для тех, кто переводит свои активы с офшорных структур в личную собственность, была в числе первых мер защиты от санкций, наряду с очередным этапом амнистии капитала, и закончилась в 2022 году. Она освобождает от налога доходы от перевода в личную собственность ценных бумаг и долей в уставном капитале российских компаний, прав требования, опционов, залогов, паев инвестфондов российских управляющих компаний и т. д.
Право предусмотрено для всех физлиц — резидентов России независимо от гражданства. Ограничений по «чистоте» юрисдикции нет — льготой смогут воспользоваться в том числе владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК) в офшорах и налоговых гаванях, следует из текста законопроекта.
Для освобождения от налога нужно было подать в налоговую инспекцию заявление и документы, подтверждающие стоимость активов по данным учета передающей иностранной структуры на дату переоформления.
«Пряник» для бизнесменов
После ужесточения санкций в 2022 году бенефициары активно реструктурируют владение активами, которые записаны на юрлица в ЕС, говорит Forbes управляющий партнер Nevskaya Consulting Дарья Невская. В 2022 году льгота, которую предлагает продлить Минфин, была одной из наиболее востребованных. «По ней деофшоризировали много структур», — рассказала Forbes партнер налоговой практики «Технологий доверия» Галина Науменко. Льготой воспользовалось больше бизнесменов, чем амнистией капиталов, оценил на практике партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек.
Продление актуально, потому что «не все желающие успели перевести активы в прямое владение», отмечает партнер Б1 Марина Белякова. Виной тому проволочки со стороны иностранных банков, клиринговых систем, директоров или провайдеров услуг, пояснил Подниек. «Сделать что-то с иностранной структурой в 2022 году было сложно — многие иностранные юристы и регистраторы просто замерли, и то, что раньше было можно сделать за месяц, теперь тянется год», — констатировал налоговый консультант Михаил Филинов.
«Поскольку для передачи активов теперь существует целый ряд препятствий со стороны зарубежных стран, аналогичные льготы имеет смысл ввести и в отношении иных форм передачи», — считает Марина Белякова. В частности, Минэкономразвития планирует разрешить бизнесменам, которые владеют активами в России через иностранную прослойку, получить полноценные права акционеров российских компаний, обратившись в суд.
«Перекладывание из кармана в карман»
По действующему законодательству при получении в собственность активов от иностранной компании НДФЛ облагается стоимость переданного имущества за вычетом расходов на их приобретение или взноса в уставный капитал. Условно, если бизнесмен приобрел акции на 1 млрд рублей, а на момент их переоформления в личную собственность они подорожали до 1,5 млрд рублей, то налогом облагается 0,5 млрд рублей.
Передача активов с иностранной структуры ее владельцу — это своего рода «перекладывание из кармана в карман». Поэтому налог удивляет и вызывает отторжение налогоплательщиков, подчеркивает Михаил Филинов.
«При этом взносы в имущество компании, не сопровождающиеся увеличением уставного капитала или номинальной стоимости акций/доли, в расходы не включаются», — отмечает Донат Подниек. Еще один важный нюанс, что в большинстве случаев расходы были в иностранной валюте или иностранных активах, а для налогообложения их стоимость пересчитывают в рубли по курсу ЦБ на дату, когда акционер понес расходы. «Соответственно, ослабление рубля за период владения «съедает» часть расходов», — констатировал эксперт.
Нюансы 2023 года
«Пряники» для тех, кто возвращал активы в Россию, были в 2015-2019 годах, отмечает Филинов. Но тогда бизнесменов обязали ликвидировать структуры за рубежом. На 2023 год такая обязанность не предусмотрена (как и в 2022 году). Из-за санкций ликвидация компании может затянуться надолго. К тому же некоторые страны взимают exit tax (налог на выход).
В 2022 году льгота полагалась за перевод активов любыми способами: купля-продажа, в том числе с большой скидкой, обмен или дарение. «Можно было передать актив бесплатно», — привела пример Галина Науменко. Законопроект не предусматривает такую возможность в 2023 году. Необходимо детальнее прописать порядок переоформления активов, считает эксперт.
Федеральная налоговая служба (ФНС) не раскрывает, о скольких владельцах КИК (контролируемая иностранная компания) ей известно. Boston Consulting Group в 2020 году оценивала стоимость активов россиян за рубежом в $400 млрд. Правительство не сообщало, сколько бизнесменов перевели активы в личную собственность без уплаты налогов и на какую сумму. Публично не раскрывались и итоги последней на сегодня, четвертой волны амнистии капиталов.