«Ведомости» узнали о предложениях Минфина по «фронтальному сокращению» трат бюджета
Минфин предложил провести «фронтальное сокращение» трат бюджета в 2024 году из-за растущего разрыва между доходами и расходами бюджета, выяснили «Ведомости». Ведомство предлагает урезать все расходы, кроме социальных и других «защищенных», на 10%. Альтернативой могло бы стать наращивание заимствований, но резко против выступил ЦБ
Минфин выступил с инициативой фронтального сокращения госрасходов в бюджете 2024 года. Министр финансов Антон Силуанов на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам предложил ведомствам урезать траты по незащищенным расходным статьям на 10%. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на два близких к правительству источника, информацию о предложенном секвестре подтвердил знакомый с ходом заседания правкомиссии собеседник.
По словам источников газеты, участники заседания комиссии, представляющие распорядителей бюджетных средств, согласились с тем, что оптимизировать расходы нужно, но отреагировали на предложение негативно. Практически все выступающие после Силуанова предлагали разрешить ведомствам самостоятельно определить, какие расходы для них в приоритете, вместо того, чтобы сокращать траты по всему периметру программ. Минфин обосновал необходимость «фронтального сокращения» трат растущим разрывом между расходами и доходами бюджета.
Предлагалось также нарастить заимствования, но представитель Центробанка выступил резко против этой альтернативы сокращению расходов. Он объяснил свою позицию возникающим перекосом в кредитовании госсектора, который ограничивает коммерческим компаниям доступ к займам. Знакомый с ходом дискуссии собеседник газеты сказал, что в прогнозах Минфина не были учтены, в частности, ускорение ВВП, сильная динамика доходов, изменившиеся реалии по курсу рубля. Источник, близкий к правительству, отметил, что Силуанов в своей презентации ориентировался на более свежие оценки по сравнению с последним утвержденным прогнозом социально-экономического развития.
Вопросы, по словам источника, были не столько к сумме расходов и их источникам финансирования, сколько к тому, что ряд новых трат, в том числе обозначенных президентом, не был учтен. Минфин будет дорабатывать свои предложения, никаких решений не принято, уточнил знакомый с ходом дискуссии на заседании правкомиссии собеседник. ВВП России по итогам года может увеличиться на 1,5–2%, заявлял президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме. По опубликованному в апреле прогнозу Минэкономразвития, экономика страны вырастет по итогам года на 1,2%.
В законе на бюджетную трехлетку 2023-2025 годов расходы ожидались в сумме 29,4 трлн рублей. Согласно актуальной росписи расходов на 2023 год, сумма расходов уже выросла на 900 млрд рублей по сравнению с законом о бюджете. По итогам года этот разрыв с запланированными параметрами еще более увеличится, полагают эксперты. К защищенным расходам бюджета относятся в первую очередь соцобязательства: пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и т. д. Траты на соцполитику, здравоохранение, образование, выплату процентов по госдолгу и трансферты регионам составляют 12,9 трлн рублей. Под сокращение вряд ли попадут траты на оборону и госбезопасность (9 трлн рублей).
Незащищенные расходы могут находиться в таких разделах, как общегосударственные вопросы (2 трлн рублей на 2024 год), национальная экономика (3,5 трлн рублей), охрана окружающей среды (318 млрд рублей) и т. д. Отказ от 10% расходов стал регулярной практикой в бюджетном процессе. В 2022 году секвестр потребовался для включения в бюджет новых расходов, но защищенных статей он также не коснулся. Минфин проводил сокращения по незащищенным статьям расходов на 10% в пандемийном 2020 году. Тогда же на 5% сократили финансирование госпрограммы вооружений и отказались от индексации зарплат чиновников: в итоге в 2021 году было сэкономлено 927 млрд рублей, по отчету Минфина.
Сумма расходов по фактически незащищенным статьям составляет порядка четверти от всех запланированных расходов федерального бюджета на 2024 года, 7,5–8 трлн рублей, по оценке эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Эмиля Аблаева. Сокращение незащищенной части расходов на 10% может высвободить для перераспределения около 750–800 млрд рублей. В случае, если министерствам и ведомствам будет предложен выбор самостоятельно определить направления и размер секвестра, то они могут сделать его в пользу текущих расходов в ущерб инвестиционным, опасается эксперт.
Руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «Дом.РФ» Григорий Жирнов отметил, что в случае нежелания или невозможности увеличивать налоговую нагрузку придется сокращать расходы. Главный вопрос для бюджетной политики связан не столько с доходами, сколько с динамикой расходов в ближайшие три года и возвратом к бюджетному правилу, сказал Жирнов. По его мнению, на практике финансовых ограничений для финансирования дефицита бюджета нет — при желании Минфин может покрыть дефицит выпуском флоатеров, которые с удовольствием купят банки.