Финразведка назвала условие признания операций с биткоинами отмыванием денег
Росфинмониторинг назвал обязательным условием признания сделок с биткоином легализацией преступных доходов наличие сделок с имуществом, полученным незаконным путем. Так в российской финразведке прокомментировали решение Верховного суда, признавшего конвертацию биткоинов в рубли отмыванием денег
Росфинмониторинг прокомментировал РБК июньское решение Верховного суда, который признал перевод биткоинов в рубли отмыванием денежных средств. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за операции с криптовалютой является наличие сделок с имуществом, полученным преступным путем, сообщил представитель финразведки. Юристы считают положительным тот факт, что за криптовалютой признан имущественный статус.
Верховный суд в июне отменил приговор, оправдавший фигуранта по делу о наркоторговле в части легализации биткоинов. Суд первой инстанции посчитал, что финансовые операции с денежными средствами, преобразованными из биткоинов, без введения их в экономический оборот не свидетельствуют о легализации доходов, полученных преступным путем. Прокуратура оспорила это решение, отметив, что обвиняемый целенаправленно переводил деньги с виртуального счета на банковские карты и таким образом ввел в легальный оборот 8,2 млн рублей.
Верховный суд не согласился, что преобразование криптовалюты в рубли и их последующий разброс по чужим банковским картам и счетам не является отмыванием денег. В Верховном суде отметили, что для наличия состава преступления, предусмотренного статьей 174.1 УК (отмывание денежных средств, полученных преступным путем), не требуется обязательного вовлечения легализуемых денежных средств в экономический оборот, поскольку ответственность по указанной статье закона наступает при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению.
Представитель Росфинмониторинга сказал, комментируя решение Верховного суда, что «совершение финансовых и/или других сделок с имуществом, полученным преступным путем» — это обязательное условие привлечения к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов. По законодательству под финансовыми операциями для легализации преступного дохода понимаются любые операции с денежными средствами, в том числе наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п., добавил представитель финразведки.
По его мнению, Верховный суд обоснованно указал, что конвертация криптовалюты, полученной преступным путем, в фиатные (обычные) деньги является легализацией преступного дохода, а обязательного вовлечения легализуемых денежных средств в экономический оборот не требуется. Представитель Росфинмониторинга уточнил, что «ответственность по этим статьям наступает при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом».
«Недопонимание кроется в том, что долгое время в России криптовалюта на законодательном уровне не признавалась имуществом, что, конечно же, не отвечало существующим реалиям», — сказал изданию партнер юридической фирмы «Тимофеев, Гусев и партнеры» Антон Гусев. Юрист Digital & Analogue Partners Глеб Крохмалюк отметил, что признание биткоина как полноценного имущественного инструмента «положительно скажется на правовой защите всех криптопользователей: суды больше не смогут игнорировать имущественный статус криптовалют».
Любая сделка с криптовалютой автоматически не создает риск привлечения к уголовной ответственности, вопрос стоит в источнике происхождения у лица криптовалюты, пояснил Гусев. По мнению партнера юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Горбунова, контроль за операциями с криптовалютой будет только усиливаться. Гусев добавил, что уклонение от уплаты налогов с использованием криптовалюты также может образовывать состав преступления, предусмотренный статьей 174.1 УК.
В ноябре 2022 года в Госдуму был внесен законопроект о регулировании майнинга криптовалюты в России, обязывающий декларировать полученный доход и платить налоги. Но пока законопроект не дошел даже до первого чтения. Среди самых жестких противников легализации криптовалют в России — Центробанк. Он «как броня, стена стоит насмерть» и не хочет, чтобы криптовалюта входила в оборот, заявил в ноябре министр финансов Антон Силуанов.