Риск оттока кадров за рубеж и сопутствующей потери налогов остановил Минфин от повышения до 30% НДФЛ для россиян, работающих на российские компании из-за рубежа. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель министра финансов Алексей Сазанов на Петербургском международном экономическом форуме, отвечая на вопрос корреспондента Forbes.
Граждане, которые находясь за рубежом, продолжают работать на российские компании, платят НДФЛ и страховые взносы в бюджет России, отметил Сазанов. «Если вводить ставку 30% НДФЛ, предприятия, на которых работают такие физлица, могут создать филиалы за рубежом и трудоустроить физлиц там. И тогда мы потеряем не только НДФЛ, но и страховые взносы. Поэтому, чтобы избежать такого перетока трудовой силы, мы предложили единую ставку — как для резидентов, так и для нерезидентов», — объяснил замминистра.
О том, что «налоговое наказание» для уехавших только усилит релокацию бизнеса из России, в частности, предупреждал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Обойти эти нормы компаниям легко — создадут «дочку» в другой юрисдикции и будут работать там», — говорил Шохин.
Изначально Минфин предлагал обложить доходы удаленщиков 30% НДФЛ при утрате налогового резидентства (после нахождения за рубежом от 183 дней за 12 месяцев) вместо стандартных 13% (или 15% при доходах от 5 млн рублей в год). Законопроект, включающий такую поправку, был внесен в Госдуму в апреле, но уже на следующий день его отозвало правительство. После изменений его вернули в Госдуму. Согласно итоговой версии, с 1 января 2024 года заработок удаленных штатных сотрудников российских компаний будет облагаться налогом 13% или 15% вне зависимости от их налогового резидентства. А с 2025 года ставкой 13% или 15% будет облагаться доход фрилансеров при выполнении хотя бы одного из трех условий: исполнитель — налоговый резидент России, он получает вознаграждение на счет в российском банке или ему платят российские организации, индивидуальные предприниматели, обособленные подразделения иностранных структур в России.