В ожидании ужесточения: что будет влиять на политику Банка России
Новые сигналы
Решение Банка России сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% на февральском заседании не стало для рынка неожиданностью — к такому сценарию склонялось большинство аналитиков и экономистов. Впрочем, многие из них отмечали, что у ЦБ уже появился повод дать сигнал о возможном повышении ставки в ближайшее время. Так и произошло — тональность релиза Банка России в этот раз была достаточно жесткой.
Прежде всего по сравнению с несколькими прошлыми релизами регулятора теперь ЦБ дал ориентир на ближайшие заседания. На них Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки, если проинфляционные риски вырастут. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции подчеркнула, что в этом году «вероятность повышения ставки превышает вероятность ее снижения».
То, что ЦБ указал на проинфляционные риски, — это ключевой посыл, который появился в риторике регулятора, отмечают аналитики ПСБ. Таким образом, Банк России может повысить ставку, если посчитает, что какой-то из проинфляционных рисков вырос, вне привязки к текущей динамике инфляции, делают вывод они. Притом что в годовом выражении, как прогнозирует регулятор, инфляция в ближайшие месяцы может опуститься ниже целевых 4% из-за эффекта прошлогодней высокой базы, а на конец года прогноз по росту цен остался прежним — 5-7%, ЦБ повысил диапазон оценки среднегодовой ставки на 0,5 п. п. — до 7-9%. «То есть Банк России сигнализирует, что для удержания инфляции в том диапазоне, который формировался на этот год, потребуется более высокая реальная процентная ставка», — говорит управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин.
Набор рисков: бюджет, зарплаты, траты
В качестве основного риска повышения инфляции Банк России выделяет рост денежной массы в экономике из-за повышения бюджетных расходов. ЦБ предупредил, что если бюджетный дефицит будет расширяться, то от ЦБ может потребоваться «более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году».
В январе дефицит бюджета оказался рекордным — 1,76 трлн рублей, притом что на весь год запланирован дефицит 2,9 трлн. Происходит это на фоне резкого роста расходов (на 1,1 трлн рублей год к году, почти на 60%). По плану бюджетные расходы должны были сократиться в этом году до 29 трлн рублей и стать значительным дезинфляционным фактором, но крупные расходы января и опыт прошлого года, когда расходы выросли на 6 трлн рублей за год, заставляют сомневаться в том, что фактически расходы не превысят план, предупреждает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Другой риск — это ситуация на рынке труда. На фоне рекордно низкой безработицы и частичной мобилизации во многих отраслях все сильнее нехватка рабочей силы, признает ЦБ. В таких условиях зарплаты сотрудников растут сильнее, чем производительность труда, а это сильный проинфляционный фактор. ЦБ также будет следить за динамикой кредитования населения, говорит Егор Сусин. Впрочем, пока модель поведения россиян скорее сберегательная, отмечает он. Однако вероятность «быстрого раскручивания потребления» есть, предупреждает ЦБ. В этом плане ситуация напоминает начало 2021 года, когда потребление быстро восстанавливалось на фоне выхода из коронавирусных ограничений, что в итоге привело к резкому росту инфляции.
Наконец, еще один базовый риск — это курс рубля. Российская валюта в конце прошлого — начале этого года уже существенно ослабла к доллару (с 60 до 73 рублей за доллар) на фоне нефтяного эмбарго и сокращения валютных притоков от экспортеров. В случае усиления внешнеторговых ограничений ситуация может усугубиться, указывает ЦБ.
Как будет расти ставка
Если ЦБ видит необходимость в повышении ставки, то делает это достаточно большими шагами, говорит экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец. Так что шаги в 50 базисных пунктов, если инфляционные риски перейдут в настоящий устойчивый рост инфляции, не исключены, считает она.
Если инфляция окажется выше целевого уровня в феврале — начале марта, то ЦБ может повысить ставку уже 17 марта — на 0,25-0,5 п. п., считает Александр Исаков. Оценка ставки в среднем за год, которую дает ЦБ, очень широка — она предполагает как возможное увеличение ставки до 9%, так и снижение до 6,5%, отмечает экономист. Учитывая это, для ЦБ ужесточение денежно-кредитной политики — пока скорее возможность, а не обязательство, добавляет он.
Высокие бюджетные расходы будут стимулировать спрос в экономике, а хорошая экономическая активность — раскручивать инфляцию, поэтому уже во II квартале ЦБ перейдет к повышению ставки, считает главный экономист инвестиционного банка «Синара» Сергей Коныгин. Пока же регулятор «аккуратно готовит рынок» к ужесточению денежно-кредитной политики, предпочитая «не рубить с плеча», добавляет он.
В базовом сценарии ЦБ к середине года повысит ставку до 8% и сохранит ее на этом уровне до конца года, прогнозирует главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Инфляция на конец года в этом сценарии составит 7% — это верхняя граница прогноза ЦБ. «В то же время риски скорее смещены в сторону более слабого курса рубля и более высокого дефицита бюджета в этом году», — признает он. Поэтому от ЦБ могут потребоваться и более решительные действия в монетарной политике в виде повышения ставки до 8,5-9%.