Каким будет первое в этом году решение ЦБ по ставке
Банк России на первом в 2023 году заседании по ключевой ставке 10 февраля, скорее всего, оставит ее неизменной на уровне 7,5%, прогнозируют большинство опрошенных Forbes аналитиков и экономистов. Регулятор займет выжидательную позицию, несмотря на усиление проинфляционных рисков, считают эксперты.
Необходимости в повышении ставки сейчас нет, считает старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин: инфляция сохраняется умеренной, по итогам января она составит 0,7-0,8%, что ниже прошлогодних значений. Сдерживает рост цен как высокая склонность россиян к сбережению, так и снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса на ближайший год, а также увеличение кредитных ставок банками на фоне роста доходностей ОФЗ.
Среди факторов в пользу сохранения ключевой ставки, неизменной на ближайшем заседании, экономист Bloomberg Economics Александр Исаков выделяет два: во-первых, рост потребительских цен все еще соответствует нижней границе прогнозов ЦБ в 5-7% в 2023 году, во-вторых, инфляционные ожидания населения снижаются уже три месяца и тенденция выглядит устойчиво. В январе они снизились с 12,1% до 11,6%.
В то же время проинфляционные риски растут, на что указывали и аналитики ЦБ в недавнем докладе «О чем говорят тренды». Они прогнозируют, что в 2023 году баланс рисков в экономике в целом сместится в сторону роста цен. Первый проинфляционный фактор — бюджетная политика. По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 3,3 трлн рублей, или 2,3% ВВП, — бóльшим он был только в 2020 году. В 2023 году Минфин прогнозирует дефицит в 2% ВВП. Увеличение дефицита бюджета, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. В пользу ускорения роста цен также будет играть и ситуация на рынке труда. Из-за рекордно низкой безработицы и дефицита кадров реальные зарплаты в экономике могут расти темпами выше, чем растет производительность труда. Кроме того, проинфляционные риски может усиливать ослабление рубля.
По мнению главного макроэкономиста УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антона Прокудина, рост бюджетного дефицита (в самом конце прошлого года Минфин запланировал дополнительные 2 трлн рублей расходов, фактически это незапланированные расходы 2023 года, перенесенные на 2022-й) и увеличение недельной инфляции с начала года — уже достаточное основание для того, чтобы ЦБ как можно скорее, вероятно уже в феврале, перешел к повышению ключевой ставки. Другие эксперты считают, что регулятор ограничится лишь ужесточением сигнала в релизе или на пресс-конференции. Например, ЦБ может повысить нижний порог оценок по среднегодовой ключевой ставке в 2023 году с 6,5% до 7,5% — это даст рынку сигнал, что снижения ставок в первой половине года не будет, а во второй они не опустятся ниже 7%, рассуждает Александр Исаков.
По мнению экономиста, несмотря на опасения насчет роста розничного кредитования, быстрого роста бюджетных расходов, падения экспортной выручки, которое может транслироваться в снижение возможностей импорта, а значит, и в рост цен, регулятор будет руководствоваться принципом «не навреди» — при всем внимании к рискам он обычно принимает решения, основываясь на фактах. То есть пока трендовая инфляция в течение двух-трех месяцев не будет превышать таргета ЦБ, повышение ставки мы вряд ли увидим, считает Исаков.
В последнюю неделю (с 24 по 30 января) недельная инфляция заметно выросла — до 0,21% с 0,14% и 0,15% в предыдущие две недели. Авторы экономического Telegram-канала MMI указывают, что цены растут «широким фронтом» — сразу в 70% компонентов корзины Росстата. Однако одна неделя не является маркером того, что нужно что-то менять, подчеркивает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин, ведь инфляция до этого была в рамках ожиданий ЦБ. Банк России пока не готов переходить к ужесточению политики — сдерживает его и снижение инфляционных ожиданий населения, и слабый рост потребления, добавляет Сусин.