Эксперты оценили последствия для рубля от интервенций в юанях
Масштабные государственные валютные интервенции через покупку «дружественных» валют, призванные ослабить переукрепившийся рубль, могут привести к падению российской валюты до уровня 70-80 рублей к концу года, говорят опрошенные Forbes эксперты. Как сообщил Bloomberg со ссылкой на презентацию, подготовленную к стратегическому совещанию правительства с участием ЦБ, до конца года власти планируют закупки китайских юаней и других валют «дружественных» стран на 70 млрд в долларовом эквиваленте.
Рубль, который в условиях изоляции российского рынка от нерезидентов и спада импорта в июне укреплялся почти до 50 рублей за доллар, в последние недели нашел равновесие и торгуется вблизи 60 рублей за доллар. Однако эти значения все еще далеки от оптимального, по мнению российских властей, курса. Так, в июне глава Минэкономразвития Максим Решетников указывал, что оптимальным был бы курс в районе 70-80 рублей за доллар. Учитывая значительную экспортную составляющую российского бюджета, чрезмерное укрепление курса рубля означает сокращение его доходов — каждый рубль за доллар приносит бюджету около 130 млрд рублей, говорил глава Минфина Антон Силуанов. О том, что Минфин может влиять на курс рубля через закупку валют «дружественных» стран, Силуанов говорил еще в конце июня, однако параметры подобных закупок до сих пор официально не раскрыты. Как писали «Ведомости», Минфин уже в сентябре готов начать закупки валюты на нефтегазовые сверхдоходы в рамках модифицированного бюджетного правила, причем рассматривает только юань.
Покупки валюты в эквиваленте $70 млрд будут соразмерны эффекту от оттока капитала в размере примерно 3% ВВП, что может ослабить курс примерно до 70-72 рублей за доллар, говорит главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. При этом, если закупки в этих объемах будут проведены до конца года, эффект может быть более существенным за счет большей сконцентрированности во времени.
Несмотря на то что покупка дешевой валюты сейчас для последующей продажи — логичная финансовая стратегия, объемы покупки в $70 млрд до конца года выглядят агрессивными — это сопоставимо с ожидаемым профицитом всего текущего счета за август-декабрь ($70-80 млрд), указывает в аналитической записке директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. Говоря об источниках средств для таких закупок в условиях дефицитного бюджета, Полевой указывает на дополнительные доходы от НДПИ на газ и промежуточных дивидендов от «Газпрома», планы возобновить выпуск госдолга уже осенью, а также автоматический рост доходов казны в результате снижения курса рубля. Другие способы, для того чтобы найти деньги на интервенцию, — эмиссия ЦБ или использование денег с банковских депозитов Минфина, на которых хранится 9 трлн рублей, добавляет главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.
Если закупки пройдут в названных Bloomberg параметрах, они способны сместить курс российской валюты в район 70-80 рублей за доллар, оценивает Полевой. При этом он не исключает, что на практике объемы покупки валюты окажутся более растянутыми во времени, поэтому и масштабы ослабления рубля могут быть меньше — ближе к 70 рублям за доллар, в том числе из-за соображений влияния на инфляцию и траекторию ставки ЦБ.
Одна из сложностей в таких масштабных покупках юаня в том, что оборот торгов китайской валютой на внутреннем биржевом рынке явно недостаточен (в августе он составил $22 млрд), указывает Полевой. «Это ($70 млрд) большие суммы, и на внутреннем рынке столько юаня нет. А если они будут выкупаться на внешних рынках, то влияние на рубль уже не столь очевидно», — считает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Он отмечает, что до сих пор максимальный объем закупки валюты в рамках бюджетного правила был $7 млрд в декабре 2021 года.
Закупка юаней на $70 млрд — довольно серьезный удар по национальной валюте и теоретически может ослабить ее до курса 70 рублей за доллар, говорит Forbes директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Но важно не забывать о главной причине слабого рубля — высоком профиците счета текущих операций в платежном балансе, экспорт по-прежнему значительно превосходит импорт. Купировать это только интервенциями невозможно», — считает экономист. По его словам, закупка юаней может нести значительные риски из-за регулирования его курса китайским Центробанком. Пекин из-за экономического кризиса и финансового пузыря планомерно снижает курс юаня, в результате российские резервы могут нести потери, предупреждает Остапкович.