Как повлияет на рубль новое бюджетное правило и как защитить сбережения
Зачем менять бюджетное правило
«Я не стал бы говорить, что доллар по 50 — это наша новая реальность. Да, курс у нас плавающий, поэтому сильный платежный баланс в результате снижения импорта, хороших поступлений от продажи энергоресурсов и ограничений по капитальным операциям давит на укрепление рубля. Такой курс негативно влияет на бюджет, ведь каждый рубль за доллар приносит нам примерно 130 млрд доходов», — говорил в начале июля глава Минфина Антон Силуанов, отмечая необходимость воссоздать «систему предсказуемости курсообразования рубля», которая действовала в условиях бюджетного правила.
В условиях фактической изоляции российского валютного рынка от международных потоков капитала определяющим фактором в формировании курса рубля стали экспортно-импортные потоки. Крупные поступления от экспортной выручки на фоне высоких цен на сырье привели к тому, что рубль с мартовских пиков (120 рублей за доллар) закрепился на отметках гораздо ниже 60 рублей за доллар. Такое излишнее укрепление негативно для бюджета, основной источник пополнения которого — рублевые выплаты от получающих валютную выручку экспортеров. Отмена ЦБ большей части принятых валютных ограничений не привела к ослаблению российской валюты.
До начала «спецоперации»* России на Украине и введения санкций стабильность курса рубля на нужных для бюджетной стабильности уровнях обеспечивало бюджетное правило. ЦБ в интересах Минфина покупал валюту на «сверхдоходы» от нефти выше цены отсечения (эта валюта отправлялась в Фонд национального благосостояния) и продавал, когда нефть опускалась ниже. В старой формулировке цена отсечения была определена в размере $40 за баррель (при этом каждый год она индексировалась на 2%, в 2022 году составляла $44,2). Однако после того, как ЦБ и Минфин попали под американские санкции, которые, в частности, запрещают любое взаимодействие с ФНБ, а также после того, как примерно половина золотовалютных резервов Банка России (примерно $300 млрд) оказалась заморожена, выполнять бюджетное правило в его старом контуре стало невозможно, и оно было приостановлено.
Однако уже в апреле глава Минфина Антон Силуанов заявил, что готовится новый механизм бюджетного правила, который может заработать в 2023 году. В конце июня министр говорил, что участвовать в формировании курса на рыночных условиях власти могли бы, направляя экспортные сверхдоходы на покупку валют дружественных стран. «Если и принимать решение о возобновлении бюджетного правила, то интервенции должны производиться только в таких валютах», — отмечал он. В середине июля Минфин направил свой вариант параметров бюджетного правила в правительство. Как писали «Ведомости», Минфин предлагает ориентироваться на цену российской нефти Urals в $60 за баррель при расчетах базовых нефтегазовых доходов и зафиксировать объем на уровне 9,5 млн баррелей в сутки. 25 июля, по данным Reuters, дисконт Urals к Brent составлял $32, то есть баррель стоил около $70.
Увеличение цены отсечения до $60 за баррель и установление объема добычи в 9,5 млн баррелей в сутки позволят увеличить объем базовых нефтегазовых доходов , которые могут использоваться для финансирования текущих расходов бюджета, говорит макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Этот рост произойдет за счет снижения дополнительных доходов, которые идут на покупку валюты для пополнения ФНБ.
При введении эмбарго на российскую нефть и необходимости компенсировать выпадающие доходы от экспорта и рост расходов бюджета повышение цены до $60 за баррель выглядит логичным, говорит экономист ИК «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец. Кроме того, в пользу повышения цены отсечения говорят укрепившийся в последние месяцы рубль и наличие рисков по добыче и экспорту, связанных с санкциями. «Это позволяет обеспечить эквивалент докризисного правила и частично компенсировать дополнительные расходы, которые, возможно, будут среднесрочными», — считает Донец.
Дружественный юань
Дружественной валютой, через которую могли бы проводиться интервенции в рамках бюджетного правила, мог бы стать китайский юань, полагают экономисты. В прошлую пятницу, 22 июля, объем торгов парой юань-рубль (52,8 млрд рублей) впервые превысил объем торгов парой рубль-евро. В понедельник, 25 июля, объем торгов юанем достиг исторического рекорда, превысив 67 млрд рублей (по паре доллар-рубль объем сделок превысил 112 млрд рублей).
Объем валютных интервенций может составлять в долларовом эквиваленте порядка 1-2 млрд в месяц, оценивает экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец. Она отмечает, что рекордный профицит текущего счета, который сложился в апреле (почти $40 млрд), постепенно снижается и во втором полугодии может быть на уровне $5-15 млрд. В этом контексте интервенции на $2 млрд остаются не очень большим объемом, но могут «сдвинуть рынок в сторону смягчения проблемы профицита валютной ликвидности», считает Донец. По ее оценкам, такой объем покупок может ослабить рубль на 5-10%.
Дополнительные доходы в следующем году по новой формуле могут составлять 2,5-4,5 трлн рублей — в зависимости от того, насколько просядут физические объемы добычи и экспорта нефти и газа. Однако сколько по факту будут составлять допдоходы, сказать сейчас сложно, считает Станислав Мурашов из Райффайзенбанка, и как они в итоге повлияют на курс рубля — тоже. «Раньше бюджетное правило давало 10 дополнительных рублей слабости курса национальной валюты. Сейчас на тонком рынке, с низкой ликвидностью вместо условных 50-60 рублей за доллар будет 70-80 рублей», — полагает Мурашов.
При этом оба экономиста считают, что новое бюджетное правило, скорее всего, заработает не в этом году.
Минимизировать потери
Рубль к доллару уже теряет позиции на ожиданиях принятия решения по бюджетному правилу: за последние четыре торговые сессии он ослаб с 55 рублей за доллар до 60. В качестве защитного актива аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев называет юань (за последние четыре сессии он укрепился к рублю более чем на 10%). Еще одним вариантом могут стать ценные бумаги, номинированные в юанях. В частности, облигации «Русала» объемом до 4 млрд юаней и ставкой купона 5%, которые компания собирается разместить на Московской бирже (сбор заявок состоится 27 июля), говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Для ценных бумаг, номинированных в юанях, не актуальны те специфические риски, которые характерны для валют недружественных стран», — отмечает эксперт. Он добавляет, что долговые бумаги в юанях доступны неквалифицированным инвесторам. Со временем выпустить такие облигации могут и другие компании, поставляющие продукцию в Китай.
Помимо этого, по мнению аналитика, можно обратить внимание на еврооблигации Минфина и облигации ВЭБ.РФ, номинированные в иностранной валюте. Торги этими инструментами возобновились на Мосбирже 14 июля. «Торги проводятся в валюте номинала, а также в рублях. Купоны и погашения будут платиться в рублях по курсу ЦБ на дату выплаты», — поясняет Миронюк.
Также инвестор может вложиться в биржевые фонды, ориентированные на динамику активов в долларах или евро в расчете на рост рублевой стоимости, говорит, в свою очередь, аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова. «К фондам, однако, стоит подходить с особой осторожностью как ввиду инфраструктурных рисков, связанных с ориентацией на любые активы недружественных стран, так и необходимости отдельно прогнозировать динамику активов, на которых базируется стоимость подобных инструментов», — говорит она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.