Выплаты по госдолгу России не дошли до владельцев бондов в срок: наступил ли дефолт
Что случилось
В воскресенье, 26 июня, держатели двух выпусков российских евробондов так и не получили положенных им купонных выплат. Срок по выплатам наступил еще 27 мая, но, согласно условиям выпусков, эмитент долга мог расплатиться по купонам в течение 30 дней (так называемый грейс-период) без наступления события дефолта.
Агентство Bloomberg назвало случившееся первым российским суверенным дефолтом со времен большевиков в 1918 году. «Это печальный показатель стремительного превращения страны в экономического, финансового и политического изгоя», — констатировало агентство.
Проблемы с проведением платежей возникли по двум выпускам еврооблигаций — с погашением в 2026 и 2036 годах. Еще 20 мая Минфин отчитался об исполнении обязательств по выплате купонов по ним — $71,25 млн и €26,5 млн соответственно. Эти деньги получил платежный агент — Национальный расчетный депозитарий (НРД). Однако затем деньги «зависли» в международной расчетно-клиринговой системе Euroclear из-за комплаенс-процедур. А 25 мая истекла лицензия Минфина США, которая разрешала держателям российских суверенных евробондов получать выплаты по ним.
Обычно формальное объявление о дефолте делают рейтинговые агентства, однако из-за европейских санкций они еще весной отозвали свои рейтинги российских эмитентов. Объявить о событии дефолта могут и сами владельцы облигаций — если с этим согласятся держатели не менее 25% выпуска бондов.
Как Россия платила до сих пор
В первые недели после начала «спецоперации»* на Украине Минфин продолжал выплаты из замороженных в американских банках резервов Банка России. Однако в начале апреля американский Минфин решил закрыть для российской стороны эту возможность.
После этого Минфин перечислил в НРД очередные выплаты по евробондам, конвертировав их в рубли по официальному курсу ЦБ. Такие выплаты, как указывали международные рейтинговые агентства, могли быть признаны дефолтом, поскольку валюта платежа отличалась от оригинальной валюты выпусков бондов (долларов США). Однако в итоге Минфину в последний момент удалось избежать дефолта и провести платежи в долларах — как писал Bloomberg, это было сделано за счет долларовых резервов банка «Дом.РФ», который не попал под западные санкции.
В июне российские власти предложили новую схему выплат по евробондам. По ней выплаты должны зачисляться на счета в НРД в рублях, с возможностью их последующей конвертации в валюту и вывода ее за рубеж. Поскольку в начале июня НРД попал под санкции и конвертировать выплаты в валюту через него нельзя, для конвертации Минфин планирует привлекать специальных операторов из числа банков, которые не попали под санкции. Схема будет работать так:
- если бумаги хранятся в НРД или другом российском депозитарии, то зачисление происходит в обычном режиме;
- если бумага в иностранном депозитарии, то держателю нужно обратиться в НРД и подтвердить право собственности на облигацию — автоматический обмен информацией о владельцах облигаций между НРД и иностранными депозитариями прекращен. Кроме того, владельцу облигаций нужно будет открыть рублевый счет в российском банке. Рублевая сумма выплат, пока она не зачислена на счет владельца облигации, будет индексироваться с учетом изменения курса рубля к валюте выпуска.
По новым правилам Минфин на прошлой неделе уже провел платежи по двум выпускам евробондов на общую сумму $394,25 млн (21 млрд рублей).
Есть ли дефолт
Российский Минфин считать случившееся дефолтом категорически отказывается. В комментарии 27 июня ведомство подчеркнуло, что платежи были заблаговременно перечислены из НРД иностранным финансовым посредникам, в том числе в клиринговую систему Euroclear. Однако несмотря на то, что платежи в долларах были получены посредниками 24 мая, а в евро 25 мая, то есть когда лицензия Минфина США на получение выплат по российскому суверенному долгу еще действовала, зарубежные финансовые посредники «не совершили необходимых действий» для того, чтобы инвесторы получили платежи, объясняет ведомство.
«Принимая во внимание, что действия иностранных финансовых посредников находятся вне контроля Минфина России, в случае неполучения от них выплат по еврооблигациям Российской Федерации инвесторам представляется целесообразным обращаться непосредственно в соответствующие финансовые институты», — сообщило министерство.
Еще на прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ЕС и США создают «искусственные преграды» для обслуживания российского внешнего долга для того, «чтобы повесить ярлык «дефолт». «Заявить можно что угодно и ярлык попытаться повесить. Но все, кто разбирается, понимают, что никакой это не дефолт. Честно говоря, вся эта ситуация выглядит как фарс», — говорил министр.
Инициировать событие дефолта может только кредитор, пока мы этого не видели, а наблюдали лишь фиксацию со стороны СМИ факта, что, согласно эмиссионным документам, обязательства не выполнены, говорит управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. Обслуживание долга — это отношения заемщика и кредитора, «ни Bloomberg, ни The Wall Street Journal не могут своей публикацией «объявить дефолт», подчеркивает он.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов называет происходящее «искусственным дефолтом, который ничего не меняет» из-за его инфраструктурного характера. Его формальное подтверждение лишь спровоцирует больше разговоров о том, дефолт это или нет, но никак не повлияет на экономику России — санкции и так отрезали ее от западных инвестиций, говорит Суверов.
С точки зрения последствий для российской экономики эффект даже в случае признания дефолта будет минимальным, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова — ни российское правительство, ни российские компании в ближайшее время выходить на внешние рынки заимствований не собираются.
Что будет дальше
Инвесторы могут обратиться в суд — согласно условиям облигационных выпусков, у них есть на это три года с даты несостоявшегося платежа. Минфин считает, что для инвесторов идти в суд нецелесообразно, поскольку заемщик готов обслуживать долг и в ситуации, когда инвестору запрещено получать выплаты. Однако даже если подобные иски будут подаваться, Минфин подчеркивает, что при выпуске бондов не отказывался от «суверенного иммунитета», — это значит, что у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения иска по существу, отмечал Силуанов.
Суд будет вопросом времени, считает аналитик долгового рынка «Открытие Инвестиции» Александр Шураков. В случае проигрыша России в силу вступит процесс полного погашения долга или его реструктуризации. Учитывая, что Минфин технически не может осуществлять платежи, суд может арестовать зарубежную госсобственность, говорит он. В случае объявления дефолта может быть принято решение о конфискации имущества России в пользу иностранных держателей облигаций, например, предметов искусства или недвижимости, предполагает профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Берзон.
Антон Силуанов на прошлой неделе уже отмечал, что «коммерческих активов», на которые можно было бы обратить взыскание, у России за рубежом нет, а «все официальные активы имеют дипломатический иммунитет». «Если все же мы дойдем до той стадии отношений, что и на дипломатические активы будет обращено взыскание, то это равноценно разрыву дипломатических отношений и прямому конфликту. И это уже будет другой мир с совершенно другими правилами», — подчеркивал он.
Пока не ясно, воспользуются ли инвесторы российских еврооблигаций предложенным Минфином механизмом выплат по бондам в рублях, учитывая, что формально валюта платежа будет отличаться от валюты выпуска. Инвесторы действительно могут посчитать, что их права нарушают и обязательства не выполняются в полном объеме, но учитывая, что Минфин предложил альтернативный инфраструктурный механизм выплат, это будет смотреться по меньшей мере странно, считает Сусин. Учитывая, что действие лицензии Минфина США, которая разрешала получать выплаты по российскому госдолгу, истекло, то даже если бы Euroclear в конце мая перечислил бы купонные выплаты, это лишь отсрочило бы проблему, говорит Forbes аналитик одной из крупных международных инвестиционных компаний, попросивший об анонимности, — дефолт обязательно бы наступил, только позже.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.