Bloomberg сообщил о наступлении дефолта России по внешнему долгу впервые с 1918 года
В России впервые с 1918 года произошел дефолт по внешнему долгу, передает Bloomberg. По данным агентства, по двум купонам еврооблигаций срок выплаты процентов на сумму около $100 млн истек, пропуск крайнего срока считается событием дефолта. Министр финансов России Антон Силуанов ранее назвал ситуацию с возможным наступлением дефолта фарсом.
Обычно международные рейтинговые компании делают официальное заявление о наступлении дефолта, но санкции ЕС привели к тому, что они отозвали российские рейтинги, напоминает агентство. В начале марта Moody’s, Fitch и S&P объявили о приостановке коммерческой деятельности на территории России. Согласно документам по российским гособлигациям, льготный период по которым истек в воскресенье, 26 июня, держатели могут сами объявить дефолт, если владельцы 25% непогашенных облигаций согласятся с тем, что произошло «событие дефолта».
Bloomberg отмечает, что при этом инвесторам не нужно действовать немедленно — согласно документам по облигациям, требования становятся недействительными только через три года с даты платежа. Дефолт пока носит в основном символический характер и мало что значит для россиян, отмечает агентство. Старший суверенный аналитик Loomis Sayles & Company LP Хассан Малик назвал сложившуюся ситуацию, при которой дефолт наступает, когда у страны есть средства для погашения долгов, «очень редкой ситуацией». «Это будет один из крупнейших дефолтов в истории», — отметил он.
«Большинство держателей облигаций будут придерживаться выжидательной позиции», — прогнозирует экономист Исследовательского института Номура в Токио Такахиде Киучи. Дефолт по обязательствам перед иностранными кредиторами в последний раз Россия объявила в 1918 году, когда страной руководили большевики по главе с Владимиром Лениным. Долговая нагрузка царского правительства сейчас могла бы быть оценена почти в $1 трлн.
Долг на начало апреля по российским облигациям составлял около $20 млрд. Санкции сами по себе были ответом на действия со стороны России, поэтому то, что они помешали ей произвести платежи, вряд ли будет принято законным оправданием, отметил Лумис Сейлз Малик, автор книги «Банкиры и большевики: международные финансы и русская революция». «История будет судить об этом в свете последних событий», — добавил он, имея в виду «специальную операцию»*.
Силуанов ранее на минувшей неделе отказался считать дефолтом прекращение выплат по российскому госдолгу в валюте, заявив, что Москва «предпринимает все возможные действия, чтобы в полном объеме доводить средства до всех инвесторов». «Заявить можно что угодно и ярлык попытаться повесить. Но все, кто разбирается, понимают, что никакой это не дефолт. Честно говоря, вся эта ситуация выглядит как фарс. И самое главное, непонятна цель доведения ситуации до абсурда», — отметил министр.
Формально говорить о том, что наступил дефолт, можно, если суд соответствующей юрисдикции удовлетворит иск держателей бондов. Но с обращениями в суд, по словам Силуанова, «не все так однозначно», поскольку ни в одном из проспектов эмиссии Россия не отказывалась от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу, пояснил глава российского Минфина.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.