ВТБ предложил «замораживать» подозрительные переводы на счета мошенников
ВТБ предложил разрешить банкам «замораживать» подозрительные переводы на срок до месяца, заявил во время пресс-конференции заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. По его словам, это поможет защитить россиян от телефонных атак с подменных номеров и усилить борьбу с «дропперами» — людьми или юрлицами, на счета которых выводятся похищенные деньги.
Печатников предложил также ввести более строгие нормативные ограничения и контролировать звонки с виртуальных подменных номеров. В частности, создать реестр номеров со стороны юрлиц, которые нельзя использовать в качестве виртуальных. В первую очередь речь идет о номерах, принадлежащих госведомствам и банкам, пояснил он.
Сейчас в большинстве случаев мошенникам удается обмануть собеседника, имитируя звонок от госструктур с виртуального подменного номера, приводятся в релизе ВТБ данные специалистов банка. Закон обязывает мобильных операторов не пропускать такие звонки, но каждый провайдер решает эту проблему самостоятельно, отмечают они.
Когда мошенники получают доступ к счетам клиентов, они чаще всего выводят деньги на счета посредников-«дропперов» в другие банки и оперативно обналичивают их, уточнили в ВТБ. Сейчас у банков нет права остановить такой вывод средств со счета в другой банк, даже если счет «дроппера» уже определен и заблокирован, подчеркнули в ВТБ. Это можно сделать только по решению суда, что затрудняет оперативную «заморозку» похищенных денег и их возврат владельцу, пояснил банк.
В связи с этим Печатников призвал дать банкам право блокировать счета «дропперов» на срок до 30 дней. Для этого, по его словам, необходимо разработать единые критерии, по которым банки смогут выбирать такие операции и блокировать счета. Решить проблему, по его мнению, можно с помощью межбанковского обмена данными о мошенниках, чтобы все игроки могли быстро скоординировать свои действия.
Зампред ВТБ добавил, что в 2021 году банк отразил на треть больше мошеннических атак, чем в 2020-м, — более 1,35 млн. Наиболее распространенными методами мошенников, по данным банка, остаются социальная инженерия (67% от всех атак) и фишинг (29%).
Осенью 2021 года источники «Коммерсанта» на финансовом рынке рассказали, что банки зафиксировали резкий рост числа телефонных атак клиентов с использованием роботов-помощников. По данным МВД, за 11 месяцев 2021 года мошенники с помощью звонков с подменных номеров украли у россиян 45 млрд рублей. В январе Роскомнадзор заказал исследование технологии, которая позволяет сделать невозможным использование подменных номеров.
Тогда же ЦБ запросил у участников платежного рынка данные о дропперских операциях — переводах денег с карты на карту, писал «Коммерсантъ». ЦБ сообщил газете, что у него нет задачи снизить объемы таких транзакций и так он изучает работу участников рынка по управлению рисками и может дать им рекомендации по ее совершенствованию.
ЦБ в сентябре 2021 года опубликовал критерии, по которым банки должны выявлять и предотвращать подозрительные транзакции. В их числе: более 30 операций физлиц в день, менее минуты между зачислением средств и списанием, отсутствие платежей по оплате коммунальных услуг, услуг связи или товаров и другие. Регулятор пояснил, что это поможет бороться с переводами незаконным онлайн-казино, финансовым пирамидам, нелегальным форекс-дилерам и криптообменникам. Но эксперты допускают, что это зацепит и другие сервисы, находящиеся в серой и черной зонах, а также обычных россиян, например, при сборе денег на подарок.