В России в пандемию резко выросли продажи автомобилей и украшений
В России в 2021 году заметно выросли продажи предметов роскоши и дорогостоящих товаров длительного пользования, следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении страны.
Согласно ему, за январь-сентябрь часов было продано на 37,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, мобильных телефонов — на 27,9%, ювелирных изделий — на 26,6%, автомобилей — на 24,8%. Продажи сравнивались в сопоставимых ценах, то есть в реальном выражении.
Россияне начали скупать драгоценности, технику и другие дорогие товары еще в прошлом году, продажи в этих категориях росли даже на фоне общего падения продаж в рознице во время карантинных ограничений. По сравнению с допандемийным 2019 годом продажи часов, смартфонов и компьютеров выросли в полтора раза, пишет РБК со ссылкой на предоставленные Росстатом данные.
О растущем спросе на предметы роскоши и бытовую технику ранее говорила и глава крупнейшего в России интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук. При этом на повседневных товарах, по ее словам, люди экономят. «Мы видим, что у нас очень сильно растет потребление шуб, холодильников, стиральных машин, ювелирных изделий. Такая противоречивая динамика. На то, что потребляется каждодневно, цены падают, а с другой стороны, люди вкладывают все сбережения в то, что они привыкли считать надежным вложением», — отметила Бакальчук, выступая на форуме «Россия зовет».
О падении интереса к повседневным товарам говорят и данные Росстата. Согласно им, в 2021 году на 2–5% упали продажи в сопоставимых ценах куриного мяса, яиц, соли, муки, макарон. В целом оборот розничной торговли за девять месяцев 2021 года увеличился на 8,4% в реальном выражении.
Тенденция экономить на повседневных вещах и покупать дорогостоящие проявилась из-за неопределенности пандемийного времени, отметил в разговоре с РБК замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его словам, потребители мыслят быстрыми темпами удорожания, стараясь сделать дорогие покупки сейчас и, возможно, надеясь с учетом роста инфляции выгодно продать их в будущем.
При этом из-за подорожания автомобилей и недвижимости потребители выбирают более доступные товары, отметил Миронов. «Настала очередь бытовой техники (в том числе для обустройства второго загородного жилья, где можно спасаться от напастей), мощных продвинутых гаджетов, которые стали неотъемлемой частью нового пандемийного быта, а также ювелирных изделий, которые могут вырасти в цене на фоне возможного ослабления рубля, да и просто порадовать», — сказал он.