Как решение ОПЕК+ не отступать от плана отразится на рубле и на России
ОПЕК и примкнувшие к ней страны, не входящие в картель, включая Россию, по итогам серии встреч 1-2 декабря договорились не отступать от плана, принятого еще в июле 2021 года, — в январе страны будут повышать добычу нефти на 400 000 баррелей в сутки в месяц. В заявлении организации говорится о том, что организация будет следить за развитием пандемии и в случае чего действовать незамедлительно.
Встреча проходила в довольно тяжелых обстоятельствах. За неделю до ее начала появились новости о возможно более заразном и не отвечающем вакцинам штамме коронавируса «омикрон». Еще до этого в открытое противостояние с ОПЕК вступили США, которым так и не удалось уговорить делегатов из картеля активнее повышать добычу нефти. Штаты, заручившись поддержкой еще пяти стран (Япония, Индия, Южная Корея, Великобритания и Китай), договорились продавать нефть из собственных резервов, чтобы «охладить» топливный рынок. Аналитики Goldman Sachs посчитали, что они совокупно могут добавить рынку 70-80 млн баррелей в течение двух лет.
Ситуация усугубляется тем, что инвесторы, пытающиеся заработать на нефтяных фьючерсах, теперь вынуждены их продавать, чтобы захеджироваться от риска изменения нефтяных цен, в итоге цены на нефть оказались просто «в свободном падении», говорится в аналитической записке Goldman Sachs.
На новостях о решении ОПЕК+ Brent и WTI снизились на 1,7% и 1,8% соответственно, до $67,7 и $64,3 за баррель, но затем немного отыграли падение — до $68,3 и $64,97 за баррель на 18:20 мск. В целом мировые цены на нефть потеряли в цене более $10 за баррель с прошлого четверга, после того как появились первые новости об «омикроне», написал Reuters.
Что принятое решение значит для России
Вице-премьер российского правительства Александр Новак сказал в эфире «России 24» (цитата по «Интерфаксу»), что принятое решение ОПЕК+ связано с тем, что сейчас «рынок сбалансирован, восстанавливается постепенно спрос». Но в том же время он отметил, что сейчас есть много неопределенностей влияния нового штамма вируса на нефтяной рынок.
«Мы, например, наблюдаем, что в Европе несколько снизилась мобильная активность в результате принимаемых мер правительствами. Это же происходит и в Африке. В то же время в Америке, в Латинской Америке —увеличение, в Азии — увеличение мобильной активности, поэтому надо наблюдать. Мы будем, безусловно, с другими странами мониторить ситуацию, как это будет влиять на мобильность населения», — сказал он.
Перед решением ОПЕК+ главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова заявила Forbes, что сохранение уровня добычи нефти на прежнем уровне может привести к снижению цены на нефть до $65 за баррель. Такой сценарий, по ее словам, может ослабить курс рубля по отношению к доллару до 75-76 рублей за доллар. На 18:22 курс доллара на Мосбирже — 73,65 рубля.
Тем не менее решение оставить все как есть сейчас — оптимальный для России вариант, считает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков. «Это не значит, что при таком варианте цены будут максимальны, скорее речь идет о том, чтобы выиграть время для более взвешенных решений на следующей встрече стран ОПЕК+», — сказал он.
Такая возможность у ОПЕК+, судя по всему, есть. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин сказал, что фактическая добыча стран — участниц объединения сейчас отстает от согласованной квоты на 0,7-1 млн баррелей в сутки из-за остановки ряда действующих месторождений и нехватки свободных мощностей. «ОПЕК+ может воспользоваться возникшей неопределенностью на рынке, чтобы сократить это отставание в январе», — полагает эксперт.
Это может показаться парадоксальным, но рынок мог бы интерпретировать отказ ОПЕК+ от повышения добычи в январе как испуг перед лицом новой волны пандемии, сказал Forbes главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытия Брокер» Алексей Кокин. «В этой ситуации сохранение плана, принятого в июле 2021 года, — оптимальный сигнал для рынка, показывающий, что ОПЕК+ не слишком обеспокоена штаммом «омикрон». Это вызовет снижение Brent еще на несколько долларов, но на горизонте нескольких недель это падение может быть отыграно», — предупреждает он.
Что было бы, если бы решение было другим
Кокин считает, что если бы ОПЕК+ нажала на паузу и отложила повышение, но с февраля, к примеру, добыча выросла бы на сумму отсроченного и текущего повышения (то есть с компенсацией пропуска в январе), то Россия не смогла бы в январе нарастить добычу на 100 000 баррелей в сутки и потеряла бы в результате 3,1 млн баррелей добычи стоимостью $217 млн по цене $70 за баррель. Но если график повышения добычи просто сдвинули на месяц, потеря добычи Россией составит больше и для компенсации понадобится или больший, или более длительный рост цены на нефть, сказал он.
Если бы ОПЕК+ затормозила добычу, можно было бы ожидать стабилизацию цен на нефть в районе $70 за баррель, сказала Наталия Орлова.
Шураков считает, что если бы ОПЕК+ приняла решение повысить объемы добычи сверх 400 000 баррелей в сутки уже сейчас, это привело бы к снижению цен на нефть.
«С одной стороны, был бы послан дружелюбный сигнал США и другим странам, что их пожелания по опережающему росту добычи учтены. С другой стороны, если из-за «омикрона» сильно снизится спрос на нефть, то такой опережающий рост добычи приведет к «перезаливу» рынка и снижению цен», — сказал он.
Более скорый рост объемов добычи и объемов экспорта поддерживает рубль на валютном рынке на краткосрочном горизонте, говорит Forbes старший экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков. И это могло бы привести к укреплению рубля против доллара на 10-15 копеек. «Но эти положительные эффекты возможны лишь в случае, если рост добычи нефти синхронизирован с ростом глобального спроса», — добавил он.