РБК выяснил детали версии суда о помощи Telegram Абызову в выплате долга Альфа-банку
РБК узнал детали получения Альфа-банком многомиллиардного долга экс-министра Михаила Абызова. Для этого были задействованы офшорные компании и инвестиции в криптовалюту основателя Telegram Павла Дуровa. Они, по версии суда, делались из средств, незаконно полученных Абызовом от продажи СИБЭКО в 2018 году
РБК выяснил, как, по версии суда и Генпрокуратуры, Telegram помог экс-министру Михаилу Абызову выплатить многомиллиардный долг Альфа-банку. В начале сентября Гагаринский суд Москвы по иску Генпрокуратуры к экс-министру Михаилу Абызову обратил в госдоход около 10 млрд рублей.
Альфа-банк заключил в конце сентября мировое соглашение с Генпрокуратурой: стороны договорились, что финансовая организация пожертвует деньги на благотворительные проекты в сфере просвещения. В Альфа-банке заверили, что сейчас власти не имеют к нему вопросов. «Стороны достигли компромисса и полностью отказались от дальнейшего оспаривания действий друг друга по данному делу. Дело завершено, стороны претензий друг к другу не имеют», — сообщили в пресс-службе банка.
РБК ознакомился с полной версией решения суда, стенограммами процесса и аудиозаписями из суда. Вот что стало известно о деталях операции по получению Альфа-банком приписываемых Абызову инвестиций в Telegram из документов суда:
- Предполагаемые компании Абызова инвестировали в криптовалютный проект TON создателя Telegram Павла Дурова и токены Gram $115 млн. Через цепочку из нескольких офшоров деньги поступили в компании GlobeBridgers SA (Швейцария) и Batios Holdings Limited (Британские Виргинские острова). В марте-ноябре 2018 года они перечислили около $115 млн из дохода Абызова в адрес Telegram.
- В марте 2020 года, чтобы расплатиться с инвесторами, Telegram Group конвертировала инвестиции в займы с 10-процентной ставкой — около $126,5 млн, но переуступили права требования другим лицам. Часть из них, по версии суда, контролировал Абызов, часть — Альфа-банк. С ними и расплачивался Telegram. Абызов и Альфа-банк отрицают свой контроль над получателями средств от Telegram.
- Абызов таким образом смог заплатить Альфа-банку долг в размере $104,5 млн (около 7,4 млрд рублей) за счет средств, которые подконтрольные экс-министру пять кипрских компаний выручили от якобы незаконной продажи Сибирской энергетической компании (СИБЭКО) в 2018 году. Две из них — Alinor Investments Limited и Besta Holdings Limited — бизнесмен использовал для инвестиций в TON (блокчейн-проект Дурова).
- В конце апреля 2021 года GlobeBridgers SA и Batios Holdings Limited уступили право требования долга нескольким другим лицам. $22 млн перешли компании Morley Investments Limited, зарегистрированной на Каймановых островах, и гражданину Швейцарии Мишелю Лежневу, $104,5 млн переуступили двум юрлицам с Британских Виргинских островов — Tomas Investing Limited и Zanelia Limited. Средства от Telegram были зачислены в тот же день, когда обе компании открыли счета в Альфа-банке. В мае-июне 2021 года эти средства оказались на счетах еще одного офшора — Godet Limited, а затем зачислены на собственные счета Альфа-банка в качестве платежей по возобновляемой кредитной линии, открытой для Godet в 2015 году.
- 4 июня 2021 года Басманный суд санкционировал арест $104,5 млн. По версии суда, с 8 июня Альфа-банк гарантированно знал, что деньги виргинских компаний раньше принадлежали Абызову и представляли собой преступный заработок. Счет Tomas Investing Limited оказался пуст, а остаток по счету Zanelia Limited составил $1,5 млн. На долларовом счете Godet Limited осталось 70 центов, а на рублевом счете — 4,15 млн рублей. 8 июня этот офшор перечислил на внутрибанковские счета Альфа-банка свыше 1,356 млрд рублей.
- Абызов хранил у себя документы компаний, якобы не имевших к нему отношения. Во время обыска в марте 2019 года в загородном доме экс-министра нашли лист А3 со схемой покупки токенов Gram через заем для GlobeBridgers SA. В офисе Абызова на Саввинской набережной хранились шесть копий платежных поручений на перевод иностранной валюты от GlobeBridgers SA в адрес Telegram Group Inc.
- По версии прокурора, вложиться в криптовалютный проект Абызову порекомендовал вице-президент Совкомбанка Алексей Панферов в ходе частных консультаций по инвестициям. Абызов и его представители это отрицали; по их словам, Панферов не давал ему консультаций, а только рекламировал финансовые продукты банка.
Суд пришел к выводу, что Альфа-банк нарушил закон «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» и рекомендаций FATF. Такие нарушения бывают основанием для санкций со стороны регулятора, если они неоднократные, крайняя форма реагирования — отзыв лицензии. В течение 2020 года именно по этому основанию Центробанк отозвал лицензии у 15 банков, за три квартала 2021 года — у 13.
Абызов и его адвокаты отрицали, что он имел контроль над офшорными компаниями и лицами, которые инвестировали в Telegram или получили от компании Дурова часть возвращенных средств. Так, Мишель Лежнев и Morley Investments Limited, по мнению Абызова, были самостоятельными инвесторами в Telegram. Адвокат Абызова Юлий Тай считает, что суд допустил грубое процессуальное нарушение, не выслушав инвесторов.
Предполагаемые деньги Абызова в ходе сделки прошли через несколько банков — но нарушение правил противодействия отмыванию денег вменяется только «Альфе», указывал ее адвокат Александр Веселов. В Генпрокуратуре заявили, что «сведения о судебном процессе по обращению в доход государства средств Михаила Абызова и Альфа-банка не могут быть предоставлены, поскольку решение суда в настоящее время обжаловано и в законную силу не вступило».
Павел Дуров в 2018 году привлек инвестиции в свою блокчейн-платформу TON в размере $1,7 млрд. Инвестиции привлекались в два этапа по $850 млн. Платформу планировали запустить в октябре 2019 года, но американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) посчитала продажу токенов Gram незаконной: регулятор счел их ценными бумагами. Дуров объявил о закрытии проекта в мае 2020 года.