Альфа-банк договорился с Генпрокуратурой выплатить «абызовские» деньги детям
Генпрокуратура и Альфа-банк не станут обжаловать решение суда о взыскании с финансового учреждения $30,8 млн и 5,6 млрд рублей, ранее принадлежавшие экс-министру по делам «Открытого правительства» Михаилу Абызову. Банк при этом пожертвует неназванную денежную сумму на благотворительность в сфере просвещения и образования
Альфа-банк и Генпрокуратура договорились о передаче банком «денежной суммы» на благотворительность в сфере образования и просвещения. Размер пожертвования стороны мирового соглашения не назвали, но, как предположил «Коммерсантъ», эта сумма не могла быть меньше той, что требовалась с банка по решению Гагаринского районного суда Москвы, вынесенному 8 сентября. Его стороны согласились не обжаловать.
Тогда суд удовлетворил требование Генпрокуратуры и постановил взыскать с экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова $22 млн, а с Альфа-банка — $30,8 млн и 5,6 млрд рублей. Обе стороны выразили намерение обжаловать это решение, однако в результате заключили мировое соглашение. В Альфа-банке ранее полагали, сообщала Forbes его пресс-служба, что исковые требования заявлены к банку необоснованно. «Ранее прокуратура указывала на признаки антисоциальной сделки. Однако действия банка, напротив, носили сугубо социальный характер», — добавили тогда в банке.
«Это касается помощи детям. Стороны достигли компромисса и отказались от дальнейшего оспаривания действий друг друга по данному делу», — отмечается в заявлении Альфа-банка по поводу мирового соглашения. Председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен поблагодарил прокуратуру «за конструктивный подход в ходе переговоров с банком».
Адвокат Абызова Юлий Тай соглашение между Генпрокуратурой и банком прокомментировал кратко: «Рад за Альфа-банк». По словам защитника, оно стало для него полной неожиданностью, а «Михаил Абызов о нем, наверное, до сих пор не знает». Адвокат заявил, что он со своим клиентом решение Гагаринского райсуда обязательно обжалует, но пока они даже не получили его на руки.
Генпрокуратуре удалось убедить суд, что Абызов, уже будучи советником президента России, а затем и членом правительства (до 2018 года), тайно владел и управлял ОАО «Сибирская энергетическая компания». Часть средств, имевших, по версии следствия, коррупционное происхождение, он разместил в Альфа-банке, который обратил их в свою собственность.
В частности, как следовало из иска надзорного ведомства, Михаил Абызов инвестировал $115 млн под проценты в проект блокчейн-платформы TON мессенджера Telegram братьев Павла и Николая Дуровых. Но Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в 2019 году через суд запретила выпуск криптовалюты и передачу ее инвесторам.
После того как проект сорвался, средства Абызова с десятипроцентным доходом — $126,5 млн — подлежали возврату в Россию. Суд установил, что Абызов «для сокрытия данного имущества от взыскания» по договоренности с Telegram и Альфа-банком «произвел замену подконтрольных организаций и в целях погашения своих и связанных с ним компаний обязательств» и перечислил средства «на открытые в этом банке счета транзитных иностранных компаний».