Циан подал документы для IPO в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Компания хочет разместить на Нью-Йоркской бирже (NYSE) американские депозитарные акции (ADS), а также получить листинг на Московской бирже.
Объем размещения и ценовой диапазон пока не определен. Всю компанию можно оценить для IPO в $1,3-1,9 млрд, она может привлечь $300-400 млн, сказал во время звонка с инвесторами аналитик «Ренессанс Капитала» (один из организаторов размещения) Кирилл Панарин. Об этом Forbes рассказали два участника звонка. В сентябре о планах Циан привлечь $300-400 млн писал Reuters.
Панарин отметил, что бизнес-модель компании хорошо известна на зарубежных рынках, а инвестиционных рисков у нее меньше, чем, например, у также планирующего IPO сервиса каршеринга «Делимобиль».
Привлеченные на IPO средства (кроме тех, что получат продающие акционеры) Циан направит на расширение бизнеса, еще часть — на выплату кредита Райффайзенбанку, следует из проспекта.
Из материалов к IPO стало известно, что в Циан на стадии pre-IPO успел вложиться бывший глава «Мегафона» Иван Таврин. Его доля составляет 1,01%. Источник, знакомый с деталями сделки, сказал, что долю тот приобрел около года назад.
Почему стоит инвестировать в Циан
Циан развивается на быстрорастущем рынке
Объем российского рынка недвижимости оценивается в $238 млрд по итогам 2020 года, приводятся в проспекте данные консалтинговой компании Frost & Sullivan. Этот рынок только начинает цифровизацию. Прогнозы его развития более чем оптимистичные: Frost & Sullivan считает, что рынок онлайн-объявлений, связанных с недвижимостью, будет расти на 27% ежегодно с 2021 по 2025 год.
У Циан растет число пользователей
У компании увеличился показатель среднего числа уникальных пользователей в месяц (UMV) — 20,3 млн по итогам шести месяцев 2021 года против 15,2 млн за аналогичный период прошлого года. По итогам 2020 года UMV составил 16,5 млн человек.
У Циан растет выручка
Выручка компании за первое полугодие 2021-го выросла почти на 65%, до 2,7 млрд (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В 2020 году Циан заработал около 3,972 млрд рублей (против 3,607 млрд рублей в 2019-м). Cкорректированная EBITDA основного бизнеса за первую половину 2021 года составила 406 млн рублей, она увеличилась в четыре раза. Показатель за 2020 год — 532 млн рублей, в 2019 году он был отрицательным и составил минус 193 млн рублей.
Основной бизнес компании — это размещение объявлений. Взамен риелторы и застройщики платят комиссии, которые и составляют основной доход Циан. Собственники же квартир могут оставлять объявления бесплатно (кроме жителей некоторых регионов), объяснял генеральный директор Циан Максим Мельников в разговоре с Forbes.
Почему не стоит инвестировать в Циан
Зависимость от ипотечных программ
Из проспекта к IPO следует, что в 2020-м и начале 2021 года наибольший вклад в рост выручки внес бум ипотечных кредитов, который случился благодаря действию программы льготной ипотеки (под 6,5% и меньше). Компания получила выгоду от этого, так как смогла привлечь больше клиентов. Но эта зависимость может стать проблемой для компании. Как говорится в проспекте, любое изменение программы льготной ипотеки влияет на деятельность Циан.
В 2021 году программа льготной ипотеки изменилась, фактически она стала недоступна для жителей Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти из-за снижения максимальной суммы кредита до 3 млн рублей. «Отмена или любые существенные изменения в таких программах также могут оказать существенное неблагоприятное влияние на бизнес, результаты деятельности, финансовое состояние и перспективы», — говорится в проспекте.
Кроме того, доходы компании сильно зависят от ипотечных ставок. Как говорится в проспекте, на доходы Циан сильно влияет доступность ипотеки. Чем ниже ставки, тем, как правило, выше спрос на первичную недвижимость и больше потенциальных клиентов. В этом году банки повышают ставки на ипотеку следом за ключевой ставкой. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по ипотеке на первичном рынке выросла с 5,83% в начале года до 6,39% в сентябре, приводил данные Frank RG.
У Циан сильные конкуренты
В проспекте к IPO Циан пишет о своих конкурентах — это DomClick, принадлежащий Сбербанку, «Метр квадратный», принадлежащий ВТБ, «Яндекс.Недвижимость» (входит в экосистему «Яндекса»), Avito и «Юла» (платформа холдинга VK). Эти платформы могут иметь дополнительные конкурентные преимущества, так как у них больше финансовых, технических и человеческих ресурсов, говорится в проспекте. Кроме того, конкуренция с компаниями, которые управляют основными поисковыми системами в интернете, к примеру с «Яндексом», обостряется, так как Циан полагается на платную поисковую рекламу, говорится в проспекте. Среди потенциальных конкурентов Циан называет сервисы краткосрочной аренды Airbnb и Booking.com, а также Ozon, Facebook и «ВКонтакте».
Из проспекта к IPO следует, что компания вынуждена увеличивать расходы, из-за чего она показала общий убыток за первое полугодие 2021 года, а также за 2020 и 2019 годы. За первые полгода 2021-го он составил 1,607 млрд рублей — более чем в четыре раза, чем за аналогичный период 2020 года. В феврале 2021-го компания закрыла сделку по покупке компании N1, которая владела сервисом для поиска недвижимости в Сибири и на Урале, чтобы укрепить позиции в этих регионах. Из отчетности также следует, что у компании с начала 2021 года почти в два раза выросли операционные расходы — в основном больше всего она тратит на маркетинг и на расходы, связанные с персоналом, следует из проспекта.
Циан не может гарантировать выплату дивидендов
Компания в последние годы не выплачивала дивиденды по своим акциям и не планирует это делать в среднесрочной перспективе, следует из проспекта. Она хочет направлять деньги на развитие. Кроме того, непогашенные кредиты Циан могут ограничивать ее возможности выплачивать дивиденды.
При участии Владислава Скобелева