Организатор размещения оценил «Делимобиль» в $0,7-$1,1 млрд в ходе IPO
Сервис каршеринга «Делимобиль» может привлечь во время IPO $270 млн по оценке $0,7-$1,1 млрд, заявил на звонке с инвесторами 14 октября Кирилл Панарин, аналитик «Ренессанс Капитала», которая организует размещение. Об этом Forbes рассказали два участника звонка. «Ренессанс Капитал» оценила стоимость «Делимобиля» до размещения (pre-money) в $630 млн. О том, что компанию могут оценить в сумму, близкую к $1 млрд, рассказал также источник, близкий к инвестбанку «Сбербанк CIB».
Инвестиции $270 млн необходимы «Делимобилю», чтобы выполнять бизнес-план до тех пор, пока компания не станет безубыточной, приводят собеседники Forbes слова Панарина. Если компания привлечет меньше средств, то ей придется искать другие пути финансирования, например брать кредит, считает он. Официально «Делимобиль» не раскрывал параметры размещения.
Forbes обратился за комментариями в «Ренессанс Капитал».
Ранее «ВТБ Капитал» приобрел 13,4% компании Delimobil Holding S.A. (владеет сервисами «Делимобиль», Anytime и Anytime.Prime), соответствующее соглашение компании подписали в июне 2021 года. Тогда сумма сделки составила $75 млн, соответственно, сделка прошла при оценке в $560 млн. Таким образом, за четыре месяца оценка «Делимобиля» выросла на 12,5%. Контрольный пакет Delimobil Holding S.A. остался у фонда Mikro Kapital Group, который возглавляет основатель компании Винченцо Трани.
В «Ренессанс Капитале» считают, что IPO компании пройдет с дисконтом из-за недоказанной бизнес-модели «Делимобиля» и российского происхождения компании. Панарин во время звонка отметил, что «Делимобиль» планирует развиваться в регионах, в то время как его ближайший конкурент «Яндекс.Драйв» «доволен своей географией». Потенциал роста каршеринга в регионах большой, так как сейчас там сервисы каршеринга практически не представлены, отметил Панарин.
Если «Яндекс» не поменяет своих планов, «Делимобилю» не придется участвовать в «ценовых войнах»: сервис должен будет лишь регулировать цены в зависимости от тарифов в сервисах такси (на 20-30% ниже), считает аналитик. При этом решение «Яндекса» не выходить в регионы можно воспринимать как неуверенность компании в высокой доходности этого бизнеса, полагает он.
По расчетам «Ренессанс Капитала», сейчас пользоваться услугами каршеринга выгоднее, чем такси: средняя цена за поездку на каршеринге составляет около 300 рублей, а на такси — примерно 450 рублей. В 2020 году объем рынка каршеринга в России составил около 23 млрд рублей, при этом в Москве и Петербурге каршеринг занимает около 8% от рынка такси. Если в ближайшие пять лет доля каршеринга в Москве и Петербурге достигнет 15%, а в регионах — 6%, то объем рынка вырастет до 120 млрд рублей.
О том, что «Делимобиль» собирается выйти на IPO, Трани рассказывал агентству Bloomberg в 2019 году. Он отмечал, что первичное размещение акций состоится не позже 2021 года, компания планирует продать долю 40% и привлечь более $300 млн.
В сентябре 2021 года агентство Reuters сообщило со ссылкой на источники, что «Делимобиль» планирует привлечь около $350 млн во время IPO. Собеседники издания в числе организаторов размещения называли Bank of America, Citi, UBS, Sberbank CIB, «ВТБ Капитал» и «Ренессанс Капитал».
«Делимобиль» стал крупнейшим каршеринговым сервисом в Москве по итогам 12 месяцев, закончившихся в июне 2021 года. Он обогнал прежнего лидера, «Яндекс.Драйв», писал «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Bank of America. Из проспекта IPO компании, опубликованного в начале октября, следовало, что автопарк «Делимобиля» превышает 16 000 автомобилей в 11 городах России, а парк входящего в компанию сервиса аренды премиальных автомобилей по подписке Anytime Prime — больше 450. У сервиса 6,3 млн зарегистрированных пользователей в приложении по итогам шести месяцев 2021 года, что на 38% больше, чем за тот же период годом ранее. Количество уникальных пользователей в июне 2021 года составило 502 000 — этот показатель вырос за год почти в два раза, с 260 000 в июне 2020 года.
Выручка компании за январь — июнь 2021 года составила 4,9 млрд рублей, что на 120% выше, чем годом ранее. Убыток «Делимобиля» составил 1 млрд рублей — на 44% ниже показателей 2020 года.