Кошелек для Родины: какие риски грозят владельцам зарубежных финансовых активов
Борьба за прозрачность
Начиная с 2015 года кампания по деофшоризации российской экономики была направлена в первую очередь на выявление у россиян контролируемых иностранных компаний (КИК). В первый год отчетов по КИК, в 2017 году, было задекларировано более 10 000 из них. В дальнейшем новых уведомлений стало гораздо меньше. Видимо, желающие отчитались, а часть клиентов закрыли свои компании из-за ужесточения требований к ним и в России, и по месту регистрации, а также в зарубежных банках. Кто-то переоформил компании на живущих за рубежом детей, кто-то просто переехал за рубеж и перестал быть налоговым резидентом России. По итогам 2019 года свои КИК задекларировали лишь немногим более 500 человек.
Логично, что в этих условиях власти обратили внимание на другие виды зарубежных активов россиян и возможные незадекларированные доходы от них.
О зарубежных банковских счетах россияне отчитываются уже шесть лет, а с 1 января 2020 года появилась обязанность уведомлять налоговую инспекцию не только о счетах в банках, но и в «иных организациях финансового рынка» (ИОФР). В валютном законодательстве они определены как организации, имеющие право привлекать и размещать денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования или осуществления иных сделок в интересах клиентов. Под это широкое определение попадают брокеры, платежные системы, страховые компании, инвестиционные компании и фонды. Наибольший интерес из них для налоговых органов представляют, конечно, зарубежные брокеры и платежные системы (ПС). Первые — из-за потенциально высокой по сравнению с банковскими депозитами доходностью (и налогами), а вторые — из-за относительно легкого открытия счетов и неучастия большинства ПС в автообмене налоговой информацией между странами. Счета в платежных системах в последнее время заменили российским предпринимателям расчетные счета в иностранных банках, открыть которые стало практически невозможно.
С 1 июля требования валютного законодательства были распространены и на платежи через иностранные электронные кошельки без открытия счета. Это тоже понятно: во-первых, такими платежами пользуются многие небольшие бизнесы, фрилансеры, а также мигранты, работающие и постоянно проживающие в России. Во-вторых, это естественное расширение перечня контролируемых зарубежных счетов и активов. Дальнейшее развитие этого процесса — это ожидаемая со следующего года отчетность по движению ценных бумаг, а затем и по криптовалютным операциям — законопроект об этом уже прошел первое чтение в Госдуме.
Что запрещено, а что нет
Закон разрешает гражданам любые операции по банковским счетам в странах, которые поддерживают режим автоматического обмена налоговой информацией с Россией, и, наоборот, запрещает практически все, если страна в автообмене не участвует. Что же касается счетов в ИОФР, то операции по ним разрешены, даже если страна счета и не поддерживает автообмен, как, например, США и Великобритания. Однако разрешение это введено не федеральным законом, как для банковских счетов, а указанием Банка России. Без такого указания зачисление, скажем, дивидендов или доходов от продажи ценных бумаг на брокерский счет в американской или британской компании, было бы нелегальной операцией.
Ряд общих запретов валютного законодательства остается и для брокерских счетов, и для счетов в платежных системах (электронных кошельках). Прежде всего это валютные переводы между счетами резидентов, проживающими в России более 183 дней в году. Второе и несколько неожиданное — это невозможность вывода собственных средств, например, со счета американской брокерской компании на личный счет также в США: такие поступления не значатся в списке разрешенных для стран, не участвующих в автообмене.
Кроме того, запрещенными валютными операциями являются теперь электронные платежи в счет оплаты товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также в рамках внешней торговли. Штраф — до 100% от суммы.
Российские граждане, находившиеся на территории России менее 183 дней в году, от обязанности подавать отчеты по зарубежным счетам освобождаются. Также отчет можно не подавать, если счет находится в одной из стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) или в стране, участвующей в автообмене с Россией, при условии, что обороты за год или остаток на счете не превышают эквивалент 600 000 рублей.
Основные риски
- Можно просто по ошибке на задекларировать счета в ИОФР. Многие не думают о том, что теперь надо сообщать о счетах, скажем, в страховых компаниях или инвестиционных фондах, в зависимости от их структуры. Другие считают, что раз большинство брокеров и платежных систем пока не участвует в автообмене, то и отчитываться по ним не надо. При этом многие клиенты отправляют деньги на брокерские счета из российских банков, и это легко проследить.
- Отсутствует устоявшаяся терминология, разъяснения или правоприменительная практика по «иным» счетам, а также подзаконный характер разрешения операций по ним. Если завтра ЦБ решит изменить свое указание относительно таких счетов, то у вас не будет времени подготовиться к возможным ограничениям или запретам.
- Термина «электронные кошельки» просто нет в законе. По смыслу имеются в виду переводы, при которых не открывается счет ни в банке, ни в самой системе электронных платежей, как это происходит, например, в Western Union или WebMoney. Однако буквальная формулировка «переводы без открытия банковского счета» может ограничивать и использование платежных систем типа PayPal или Payoneer, где клиентам открываются индивидуальные счета, аналогичные банковским. Но это не счета в банках, и такие переводы попадают под определение выше. С другой стороны, многие европейские ПС предоставляют клиентам прямые номера счетов — IBAN (International Bank Account Number). Пока неясно, являются ли переводы с их помощью переводами «без открытия банковского счета», коммерческое применение которых теперь запрещено законом.
- Некоторые ПС могут закрыть существующие счета или уже перестали принимать клиентов из России. А те, кто принимают, не оформляют карты или не высылают их на российские адреса, хотя карты зарубежных платежек и разрешены к приему в России, в отличие от переводов.
- ЦБ уже внес ряд иностранных брокеров в свой черный список, но и брокерские компании могут, со своей стороны, ограничить работу с клиентами из России. Некоторые российские банки уже начали ограничивать переводы в адрес финансовых организаций из списка ЦБ. И, наоборот, может случиться, что российский банк не примет ваши средства при попытке вывести их в Россию.
Надо также проверить, нет ли у вашего брокера, если он из страны вне системы автообмена, еще и банковской лицензии. Например, швейцарский брокер Swissquote — это банк. К счастью, а для кого-то, возможно, и к несчастью, Швейцария одной из первых начала обмениваться информацией с Россией, и все операции в этом банке разрешены. Но если страна вдруг выйдет из автообмена, все поступления на ваш счет станут нелегальными. На сайте того же Swissquote, если зайти на него с российского IP, специально для клиентов из России указано, что они ведут бизнес с банком на свой страх и риск.
Но если страхи большинству российских бизнесменов, накопивших активы в лихие 90-е, неведомы, то риски с каждым годом оценивать все сложнее.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора