К чему приведет пересмотр налогового соглашения России и Швейцарии
Минфин направил своим швейцарским коллегам письмо с предложением изменить действующее между Россией и Швейцарией налоговое соглашение об избежании двойного налогообложения. Об этом рассказал замминистра финансов Алексей Сазанов.
Копии письма, к сожалению, пока нет, но можно предположить, что Минфин предложил пересмотреть соглашение по кипрскому образцу. По крайней мере, таким образом еще совсем недавно развивалась ситуация в рамках переговоров с Нидерландами.
С марта 2020 года, когда президент России Владимир Путин объявил о повышении ставок налога на доходы у источников выплаты по дивидендам и процентам до 15% в отношении так называемых транзитных юрисдикций (стран, в которые бизнес выводит деньги из-под налогообложения в России), Швейцария стала уже пятым государством, которому Минфин направил подобное предложение.
С первыми тремя странами — Кипром, Мальтой и Люксембургом — финансовому ведомству удалось договориться. Даже несмотря на то, что во время переговоров появлялись инициативы расторгнуть соглашения (например, с Кипром, переговоры с которым якобы заходили в тупик).
С Нидерландами компромисс, к сожалению, найти не удалось, и соглашение с этой страной перестанет действовать с 1 января 2022 года.
Страна трейдеров
Необходимо сразу сказать, что Швейцария редко используется российским бизнесом для создания холдинговых и финансовых компаний, особенно по сравнению с Кипром или Нидерландами. Как правило, российский бизнес использует эту страну для регистрации трейдинговых компаний. Ни для кого не секрет, что швейцарские торговые компании есть, например, у российских металлургов, химиков и нефтяников.
Отличная репутация, выгодное географическое расположение, благоприятный налоговый режим, особенно в горячо любимом россиянами кантоне Цуг, склоняют чашу весов в пользу Швейцарии при выборе страны для создания торговой компании. Однако и затраты на содержание трейдеров значительны. При этом трейдинговая деятельность не предполагает использования льгот по соглашению об избежании двойного налогообложения.
Доходы от продажи товаров из Швейцарии в Россию освобождаются от налога на доходы у компании-покупателя в соответствии с российским налоговым законодательством. Если речь идет, например, о продаже товаров от швейцарской закупочной компании в пользу российских покупателей.
Но вот в рамках распределения прибыли в виде дивидендов от швейцарских дочерних компаний в пользу российских холдингов в Швейцарии возникает налог на доходы по ставке 35%. Это значительно выше, чем, например, в Нидерландах, где ставка налога на дивиденды равна 15%. Единственный способ снизить ее до 5% — это использовать соглашение об избежании двойного налогообложения, на пересмотре которого и настаивает сейчас Россия. Если оно будет изменено по аналогии с Кипром, Мальтой и Люксембургом, снизить ставку можно будет только до 15%. А если денонсировано, то налоговые последствия в Швейцарии будут значительными.
Правда, пока неясно, остановит ли это Минфин от жестких действий. 15% налог для российских дочерних компаний в Нидерландах не стал препятствием для разрыва соглашения.
Отсутствие соглашения усложнит жизнь трейдерам по еще одной причине — нельзя будет заключить соглашение о трансфертном ценообразовании (подразумевает сделки между компаниями внутри холдинга по более выгодной цене, это позволяет снизить налоговую нагрузку. — Forbes) между налоговыми органами России и Швейцарии, что на практике становится все более актуальным вопросом для российских групп с зарубежным присутствием.
А что они?
Швейцарский бизнес активно инвестирует в российскую экономику. Это и крупный бизнес (например, ABB, Nestle, Novartis), и менее известные компании. И те и другие могут пострадать от пересмотра соглашения об избежании двойного налогообложения (за исключением публичных компаний, для которых протокол по кипрскому образцу предполагает сохранение льгот при выполнении определенных условий).
А вот швейцарские банки именно от пересмотра соглашения не пострадают. Сейчас или в обновленном виде оно будет освобождать российские компании, которые платят проценты по кредитам в швейцарских банках, от уплаты налога у источника в России по этим выплатам. Вред швейцарским банкам будет нанесен, если Россия и Швейцария разорвут соглашение. Тогда проценты по кредитам в швейцарских банках, которые выплачивают компании из России, будут облагаться налогом по ставке 20%. То есть для заемщиков это станет экономически невыгодно.
Пока трудно предсказать ход переговоров, но учитывая, что Швейцария традиционно старается не занимать жесткую позицию, в том числе в отношении России, вариант с пересмотром соглашения выглядит более реалистичным, чем более радикальный вариант с денонсацией, как это случилось с Нидерландами.
Конечно, результат этого пересмотра вряд ли будет на руку бизнесу, однако наличие плохого соглашения может быть лучше, чем его полное отсутствие.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора