Заложник Авдеева: НПФ Бориса Минца заложены в банке МКБ
Акционер Московского кредитного банка Роман Авдеев может стать владельцем пенсионных фондов, принадлежащих O1 Group Бориса Минца, если тот не расплатится по кредиту в МКБ. Согласно консолидированной отчетности группы "Будущее" (объединяет НПФ Минца) за 2015 год, долг структур Минца перед банком составляет 24 млрд рублей. Залогом выступают 100% акций пяти пенсионных фондов: "Будущее", "Уралсиб", "Телеком-союз", "Образование" и "Наше будущее" (бывший "Русский стандарт"). В группе "Будущее" рассказали Forbes, что фонды заложены под кредитные линии, которые открыты для O1 до 2020 года
В этих условиях группа "Будущее" готовится к IPO. Первое в истории российского рынка публичное размещение пенсионной группы проводится в спешке. Гендиректор ФГ "Будущее" Марина Руднева объявила о грядущем IPO 20% группы (продает O1) в конце прошлой недели, книга заявок будет открыта уже 20-21 сентября, параметры размещения еще не объявлены.
Опрошенные Forbes финансисты полагают, что высвобождение акций фондов из-под залогов может быть одной из целей IPO. Как говорит директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов, Минц покупал НПФ за 20% от стоимости активов фондов и может ориентироваться на аналогичную оценку при IPO. По итогам первого полугодия 2016 года совокупные активы ФГ "Будущее" составляли 334 млрд рублей. Соответственно, за 20% группы O1 может получить не более 14 млрд рублей. Этого в любом случае недостаточно для погашения задолженности перед МКБ. В группе "Будущее" утверждают, что объем задолженности перед МКБ будет снижен накануне IPO, а акции фондов выведены из залога.
Борис Минц не только занимает деньги в банке Авдеева, но и сам финансирует его на сопоставимые суммы. Согласно данным выписки о вложениях фондов O1 Group, в конце прошлого года они держали на расчетных счетах и депозитах в МКБ около 34 млрд рублей. НПФ Минца также изъявляли желание участвовать в IPO МКБ летом 2015 года. Однако, как говорят участники рынка, к этой идее с неодобрением отнесся Центральный банк — регулятору не понравилось, что пенсионные фонды выступили основными покупателями на IPO Промсвязьбанка весной 2015 года. В итоге сейчас НПФ "Будущее" принадлежит небольшой — порядка 1 млрд рублей — пакет акций МКБ. Как сообщили в ФГ "Будущее", акции покупали на вторичном рынке. В Центральном банке не ответили на запрос Forbes о том, будет ли ограничен круг покупателей на IPO ФГ "Будущее".
Пенсионные фонды активно используются их владельцами для финансирования собственного бизнеса, а также проектов своих партнеров и друзей. Как рассказывал Forbes, фонды Минца вкладываются в O1 Group, группу "Открытие" и SPV-компании группы ИСТ. Однако Банк России старается ограничивать объем инвестиций НПФ в аффилированные проекты. Невозможность использовать средства НПФ как дешевый пассив может быть еще одной причиной, по которой Борис Минц выводит ФГ "Будущее" на биржу. "Основные сделки по слияниям и поглощениям на пенсионном рынке проходили в то время, когда все ожидали хорошего роста и планировали использовать фонды как источник фондирования, – говорит сотрудник одной из управляющих компаний. – Сейчас ситуация поменялась: во-первых, никто не закладывал в свои модели длительную заморозку накоплений, во-вторых, прецедент Анатолия Мотылева стал причиной для жесткого прессинга со стороны ЦБ в отношении активов, в которые можно вкладывать пенсионные деньги. Привлекательность бизнеса снизилась, собственники начали думать о том, чтобы продать его часть на бирже".
Продать долю в пенсионном бизнесе не против и группа "Сафмар" семьи Шишхановых-Гуцериевых. В начале октября совладелец "Сафмара" Микаил Шишханов объявил о консолидации небанковских финансовых активов группы. Ядром будущего холдинга станет лизинговая компания "Европлан", ей будет принадлежать 100% НПФ "Сафмар" и 45% страховой группы ВСК. До конца года "Европлан" может провести SPO на Мосбирже, капитализация компании, по оценкам Шишханова, может превысить 60 млрд рублей.
Пенсионный бизнес "Сафмар" ориентирован на проекты владельцев, как и группа "Будущее". В конце 2015 года около 26,2 млрд рублей средств фондов "Сафмар" было вложено в ипотечные сертификаты участия. Обеспечением по ним выступала недвижимость, принадлежащая Шишхановым-Гуцериевым. НПФ инвестируют в бумаги компаний "Регион-инвест" (привлекает финансирование для "Русснефти") и девелоперской компании "Стройжилинвест" (строит комплекс «Дербеневский» площадью 100 000 кв. м). Почти 25% «Европлана», на базе которого планируется строить будущий финансовый холдинг, в феврале 2016 года Шишханов продал фондам «Сафмар» и НПФ «Русский стандарт» того же Минца.
"Учитывая, что Минц и Шишханов объявили о своих планах по IPO синхронно, возможно, они хотят купить небольшие доли в друг друге и таким образом "обкешиться", – предполагает один из финансистов. – Хочется надеяться, что размещение будет рыночным, но я с трудом преставляю, кто сейчас захочет вложиться в пенсионный бизнес со всеми его проблемами". По словам Павла Соколова, замгендиректора по инвестиционно-банковской деятельности "Атона" (вместе с ВТБ Капитал проводят размещение ФГ "Будущее"), отечественный пенсионный рынок, несмотря на временную заморозку пенсионных накоплений, продолжает расти. "Кроме того, бизнес по управлению пенсионными накоплениями относится к разряду низкорискованных, что особенно актуально в периоды нестабильности", – утверждает Соколов.