«Между Сциллой и Харибдой»: Ассоциация банков раскритиковала законопроект о передаче информации «недружественным» странам
29 июня на заседании комитета по банковскому законодательству банкиры, чиновники и представители ЦБ обсудили последствия законопроекта, который обяжет банки уведомлять Центробанк и финразведку о запросах компетентных органов «недружественных» государств. Пока это США и Чехия. О заседании ассоциация объявила на своем сайте. На встречу пришло около 50 человек — представители ЦБ, Минфина, МИДа и Росфинмониторинга, а также трех десятков банков, в том числе «Сбера» и ВТБ, сказал источник Forbes, присутствовавший на совещании.
Вывод неутешительный: данный законопроект не облегчает бремя ответственности для банков, рассказал Forbes вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков. «Юридически ситуация выглядит так — если банк не предоставит информацию американским компетентным органам, они могут сначала наложить штраф, а затем — ввести санкции, — говорит Козлачков. — Для банка это будет означать, что он не сможет совершать долларовые операции, что для многих игроков довольно серьезная проблема. Кроме того, он может потерять возможность работать с европейскими банками-контрагентами, так как те тоже рискуют оказаться под американскими санкциями. А наше законодательство хочет потребовать от банков запрета на предоставление информации и тоже грозит наложить санкции в случае нарушения запрета. В итоге банковское сообщество оказалось между Сциллой и Харибдой».
Утечка данных и риск отзыва лицензии: банки назвали главные угрозы от кибератак
К такой ситуации привел законопроект, который правительство внесло в Госдуму 15 июня. Он запрещает российским банкам направлять сведения о клиентах и их операциях по запросу иностранных государств. Согласно законопроекту, банки должны будут не позднее чем на следующий день докладывать Росфинмониторингу и ЦБ о фактах таких запросов от иностранных властей. Делиться данными с зарубежными органами можно будет только в случае, если этот процесс предусмотрен российским законодательством, а не иностранным. К таким запросам могут относиться требования предоставить сведения о гражданах России или российских компаниях, которые составляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а также персональных данных. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что изменения разработаны для «минимизации рисков» от действий «недружественных государств», которые под угрозой санкций могут запрашивать конфиденциальную информацию.
При разборе российского законопроекта участники совещания опирались на требования закона США о полномочиях в области национальной обороны (National defence autorization act, NDAA). Он предполагает право американского Минфина и правоохранительных органов США запрашивать любую информацию у иностранных банков, которые имеют корсчета в американских кредитных организациях. Речь идет о «предоставлении любых сведений, записи и информации, если они относятся к проводкам по корреспондентскому счету американского банка или являются предметом расследования любого нарушения уголовного законодательства США», говорится в сообщении ассоциации. При этом национальное законодательство, которое должен соблюдать банк, не является основанием для того, чтобы не выполнить требования американских регуляторов, рассказал Forbes источник, присутствовавший на совещании.
По NDAA, если российский банк не исполняет требования закона, то американские власти могут оштрафовать его на $50 000 за каждый день неисполнения запроса, а далее американский банк будет обязан прекратить операции с корреспондентскими счетами банка через 10 рабочих дней после уведомления о неисполнении требования американских властей. Если американский банк не разорвет отношения с иностранным банком, который не предоставил информацию, его тоже ждут штрафы — не более $25 000 за каждый день, пока он не прекратит корреспондентские отношения, следует из сообщения на сайте ассоциации.
Такое право американские госорганы получили в 2021 году. Но даже до этого были прецеденты, утверждает источник. Речь о Bank of Communications, China Merchants Bank и Shanghai Pudong Development Bank. Власти США подозревали их в обслуживании компаний, связанных с северокорейской ядерной программой. Американские органы запрашивали информацию о транзакциях за определенный период, несмотря на то что законодательство КНР также ограничивало банки в предоставлении информации. Но банки рисковали лишиться возможности работать с валютными счетами. «Банковскому сообществу тревожно, учитывая все это», — добавляет собеседник Forbes.
Козлочков заявил Forbes, что участники совещания договорились о том, что ассоциация предоставит регуляторам — Центробанку и Минфину — свои предложения, как минимизировать для банков риски от законопроекта. На заседании, к примеру, звучали предложения сделать так, чтобы какой-то один российский государственный орган взял на себя ответственность за взаимодействие с американскими регуляторами. Другое предложение — поделить информацию в зависимости от ее важности и разрешить предоставлять часть ее, рассказал Козлачков. «Но сейчас ясно одно: пока нет способа свести все риски к нулю», — признает он.
Forbes направил запрос в 15 крупнейших банков, включая «Сбер» и ВТБ, а также в пресс-службу Минфина и ЦБ. В Сбербанке отказались от комментариев.
ЦБ ранее назвал «высокими» риски того, что власти США будут использовать свое право, чтобы получить ранее недоступную им информацию о «любой финансовой операции, сделках и участниках сделок», которые проходят через российские банки, цитировало РБК заключение экспертного аппарата правительства на законопроект.
Источник Forbes в одном из крупнейших банков ранее говорил, что требования законопроекта затронут немногих участников рынка. «К нам подобные запросы поступают раз в год, и проще их передавать сразу регулятору, например, чем разбираться самим. Но это может затронуть крупные банки — «Сбер» и ВТБ», — сказал собеседник Forbes. В ВТБ или в Сбербанк такие запросы могут приходить чаще, согласился топ-менеджер в другом банке. По его словам, в менее крупные кредитные организации запросы от иностранных органов приходят «один-два раза в год, может, раз в квартал, и уведомлять регулятора о таких запросах не проблема».
«На самом деле банки настолько в тисках регуляторов, что им проще и безопаснее запросить ЦБ и согласовать с ним ответ», — отметил бывший топ-менеджер другого банка.