К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ЦБ предложил ограничить расходы банков на экосистемы

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
ЦБ придумал, как контролировать расходы российских банков, которые строят свои экосистемы. Самый оптимальный вариант, по его мнению, — введение лимитов в 30% от капитала, которые банки могут тратить на нефинансовые активы. Регулирование коснется в первую очередь «Сбера», ВТБ и Тинькофф-Банка

Центробанк, который не первый год беспокоится по поводу банков, которые строят в России экосистемы, предложил варианты их регулирования в докладе, опубликованном 23 июня. Новые правила ЦБ хочет распространить на все банки, хотя в первую очередь эти предложения коснутся экосистем «Сбера», ВТБ и Тинькофф-Банка, поскольку именно их в докладе отдельно называет регулятор.

Один из вариантов, который сам регулятор называет оптимальным, — ввести лимит инвестиций для банков в 30% от совокупного капитала. Именно столько они смогут тратить на покупку непрофильных активов. Банки смогут в «адекватном размере» инвестировать в сервисы, а их вложения будут обеспечены деньгами акционеров.

«Если такие вложения будут успешными, акционеры получат дополнительный доход. Если нет — интересы клиентов банков не пострадают», — пишет ЦБ. Банк России предлагает внедрять такой подход постепенно — снижать лимит в течение пяти лет с начальных 100% до целевых 30%. Если у банка большой объем таких активов, ему придется покрывать капиталом превышение лимита, сказал на встрече с журналистами директор департамента обеспечения банковского надзора ЦБ Александр Данилов.

 

ЦБ предлагает разделить непрофильные активы банков на три группы и каждой присвоить свой коэффициент риска. Наиболее «рискованные» для банка, по словам Данилова, — это инвестиции в нефинансовый бизнес и инвестиции в акции других компаний, на которые потрачено более 10% капитала банка. Во вторую группу попадают активы, которые банки получили от своих должников. Сюда же ЦБ предлагает относить и инвестиции в акции на сумму не более 10% от капитала. Третья группа — расходы на обеспечение работы банка: офисы, оборудование и так далее. На них, как предполагает ЦБ, банк тоже не должен тратить больше 10% от капитала.

ВТБ не оспаривает идею введения лимитов, но считает, что при их расчетах нужно учитывать эффективность инвестиций в непрофильные активы и «не ограничивать банки в выстраивании качественного клиентского пути», сказал Forbes член правления ВТБ Максим Кондратенко.

 

В Сбербанке изучают доклад, комментарии пока преждевременны, сказали Forbes в его пресс-службе.

Forbes ожидает ответа от пресс-службы Тинькофф.

Еще один вариант — вынести нефинансовый бизнес банка в независимый холдинг. Такой подход наиболее прозрачный, он распространен в США и Великобритании. Однако в России его будет сложно реализовать, потому что банки долгое время развивались без жестких запретов на инвестиции в нефинансовый бизнес. В итоге нужно будет заставить банки принудительно продать нефинансовый бизнес. От этого пострадают и инвесторы, и клиенты банка, пишет ЦБ.

 

Третий вариант — ввести максимальный коэффициент риска в 1250% для инвестиций в непрофильные активы, то есть банки должны будут под такие покупки резко нарастить резервы, кратно превышающие размер инвестиций. Еще один вариант — вычитать из капитала банка суммы новых вложений в непрофильные активы. Этот подход ЦБ называет наиболее простым для внедрения.

Что еще ЦБ думает про банковские экосистемы

Основная функция банка — быть проводником денег в экономику за счет кредитов. Непрофильные активы препятствуют этому, когда банки чрезмерно инвестируют деньги в нефинансовый бизнес, сказал Данилов. «Это работает так же, как с холестерином в медицине. В небольших концентрациях он даже полезен, пусть поправят меня медики, если я ошибаюсь. Однако, когда холестерин в избытке, возникают различные бляшки, которые препятствуют движению крови в организме», — привел он аналогию.

В самом докладе отдельно уделяется внимание экосистеме государственных «Сбера» и ВТБ, а также Тинькофф-Банка. Наиболее динамично развивается экосистема «Сбера», говорится в докладе. Пока нефинансовые сервисы банка занимают менее 5% в операционном доходе и около 3% в его активах. Но банк к 2030 году хочет, чтобы нефинансовые сервисы приносили ему до 30% доходов.

У ВТБ и Тинькофф-Банка другой путь, пишет ЦБ. ВТБ делает совместные проекты, например с «Магнитом», где у госбанка миноритарная доля, и планирует подключать к своей экосистеме и других партнеров. А Тинькофф-Банк в целом относительно мало инвестирует в нефинансовые компании.

В целом банковские экосистемы — это особенность российского рынка, пишет регулятор. За рубежом экосистемы строят в основном технологические компании, такие как Apple, Amazon Google и Alibaba. Для них финансовые услуги — лишь средство для улучшения пользовательского опыта. Зарубежные банки редко выходят за пределы финансового сектора из-за регуляторных ограничений.

 

В России же  «есть крупные банки, сопоставимые с технологическими компаниями по онлайн-аудитории и в ряде случаев превосходящие их по финансовым возможностям», говорится в отчете.

Знойное предложение: какие сезонные вклады можно открыть в банках после трех повышений ставки ЦБ

Какие риски и плюсы банковских экосистем видит ЦБ

Ключевой риск — концентрация непрофильного бизнеса у банков, следует из доклада. Когда банки покупают активы для своей экосистемы, к которым нет требований по возврату денег, это увеличивает давление на капитал банка, пишет ЦБ. А если эти активы обесценятся, то это уже угроза для кредиторов и вкладчиков.

Второй риск — переток клиентов в крупные экосистемы из более мелких банков. Это увеличит концентрацию в банковском секторе и может привести к тому, что экосистемы будут злоупотреблять своим доминирующим положением, в том числе устанавливать «дискриминационное» ценообразование, говорится в отчете. Это «важный вызов для антимонопольного регулирования», считает ЦБ. Банкам, не участвующим в экосистемах, потребуется радикально изменить свои бизнес-модели, особенно в части розничного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса, подчеркивает регулятор.

 

Банки, развивающие экосистему с партнерами, могут ошибиться в выборе партнеров или проинвестировать в невостребованный продукт, называет еще один риск ЦБ. Это может снизить лояльность клиентов. Кроме того, партнерам может потребоваться финансовая помощь, которую банк будет вынужден оказывать.

Если банки развивают нефинансовые сервисы, это помогает им привлечь новых клиентов и увеличить доход. При этом неважно строит ли банк экосистему самостоятельно или с помощью партнерств, говорится в докладе. Кроме того, экосистема позволит банкам успешно конкурировать с технологическими компаниями, которые предоставляют финансовые услуги. Так, Яндекс, Ozon, Wildberries и МТС недавно приобрели  в свою экосистему банки.

А собранные дополнительные данные о пользователях банки могут использовать для более точной оценки их кредитных рисков и таргетирования продаж финансовых продуктов.

«ЦБ ограничит разнузданное впаривание мечты»: что можно и нельзя по новому закону о защите неопытных инвесторов

 

Контекст

В апреле в первом докладе о регулировании экосистем ЦБ обозначил «крупнейшие цели» для регулирования — это Сбербанк, Тинькофф-Банк, ВТБ, «Яндекс», Mail.ru Group и МТС. Экосистемы улучшают качество жизни потребителей, но они могут манипулировать потреблением пользователей, так как собирают про них огромные массивы данных, говорилось в докладе.

Тогда же Банк России обозначил девять вариантов, как государство может их регулировать. В их числе: ограничение доли рынка для крупных игроков, запрет на обязательные пакеты услуг и строительство «государственной экосистемы».

«Идеальная картина, которую мы видим благодаря введению нового регулирования, — создание условий для формирования рынка, на котором присутствуют несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков», — сказал журналистам первый зампред Банка России Сергей Швецов.

Самые надежные российские банки — 2021. Топ рейтинга Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+