«Идеальная картина»: как ЦБ хочет регулировать экосистемы и как на это реагируют компании, которые их строят
В течение двух лет ЦБ выражал опасения по поводу развития в России экосистем. В 2019 году в докладе о развитии конкуренции регулятор даже подверг резкой критике «некоторые крупные финансовые организации», которые занимаются их строительством, отметив, что эти игроки заменяют собой государственные институты, а развитие экосистем на базе банков может негативно влиять на конкурентную среду. Тогда на критику отреагировал глава Сбербанка Герман Греф, который заявил, что при таком подходе ЦБ придется заняться регулированием IT-компаний в части их банковской деятельности.
2 апреля Центробанк представил план, как регулировать и тех, и других, в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию». «Идеальная картина, которую мы видим благодаря введению нового регулирования, — создание условий для формирования рынка, на котором присутствуют несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков», — сказал журналистам первый зампред Банка России Сергей Швецов.
Как ЦБ видит регулирование экосистем
Экосистемы значительно улучшают качество жизни потребителей, говорится в докладе. Но они же могут манипулировать потреблением пользователей, так как собирают про них огромные массивы данных. Экосистемы могут «привязывать» к себе клиентов с помощью подписок или пакетов услуг. Поставщики становятся сильно зависимы от платформы, на которой предлагают свои товары или услуги.
Авторы доклада называют шесть российских компаний, которые строят экосистемы: Сбербанк, «Тинькофф», ВТБ, «Яндекс», Mail.ru Group и МТС. По словам Швецова, эти компании сами объявили о строительстве экосистем, только поэтому их и включили в доклад. Швецов добавил, что доминирующего игрока на рынке нет, все экосистемы только в начале своего развития, но важно построить такое регулирование, чтобы достичь здоровой конкуренции, иначе это придется делать в ручном режиме антимонопольным органам. Экосистемы по определению должны занимать большую долю на рынке, поэтому единственно возможная конкурентная среда — это олигополия, добавил зампред ЦБ.
Зачем Сбербанку DocDoc или почему банки становятся экосистемами?
ЦБ делит все экосистемы на открытые, закрытые и гибридные. К открытой экосистеме может присоединиться любой участник по заранее оговоренным публичным критериям. В закрытой экосистеме поставщиком товаров и услуг выступают либо сама платформа, либо аффилированные с ней лица или партнеры платформы. По гибридной системе сейчас функционируют все экосистемы, говорится в докладе. Например, по открытой модели работают товарные маркетплейсы, а поставщиком мобильной связи или мессенджера выступает сама экосистема.
В своем докладе ЦБ сформулировал девять направлений по регулированию экосистем. И предложил их обсудить. В числе этих мер:
- Защита от иностранных конкурентов. Первым пунктом ЦБ предлагает ввести меры для поддержания конкурентоспособности национальных платформ с международными экосистемами. Для этого предлагается выстроить отношения с иностранными регуляторами и определить, как допускать иностранные экосистемы на российский рынок. «Нельзя забывать, что экосистемы появились не в России. Игроки из США и Китая определяют тренды в развитии этой бизнес-модели. Важно устранить регулярный арбитраж, который имеется в пользу иностранных игроков», — сказал Щвецов.
- Ограничение доли рынка для крупных игроков. Второй пакет мер направлен на развитие конкуренции между российскими игроками. Маленькие платформы и нишевые участники не должны дискриминировать более крупных, говорится в докладе. Для этого ЦБ предлагает определить, какую долю на отдельных сегментах рынка должен занимать самый большой игрок. Контролировать это должна ФАС. ЦБ не исключает введения запрета на поглощение крупными компаниями других игроков, в том числе в сфере технологий. Возможно, на такие сделки нужно будет получать разрешение ФАС.
- Переход на открытую модель. ЦБ предлагает ввести для доминирующих экосистем требование переходить на открытую модель, то есть предлагать товары и услуги других продавцов на своих платформах.
- Кибербезопасность и управление данными. Четвертый и пятый пакеты мер связаны с кибербезопасностью, регулированием, управлением данными пользователей, их защитой, а также принципами использования данных внутри экосистемы и за ее периметром. Конкретных мер в этом блоке ЦБ не предлагает.
- Ограничения для цифровых валют. Шестое направление регулирования экосистем связано с регулированием цифровых валют. ЦБ предлагает запретить их использование в качестве платежного средства, средства накопления и заемных средств.
- Запрет на обязательные пакеты услуг. Седьмым пунктом ЦБ называет необходимость снизить барьеры перехода между экосистемами для пользователей. Например, запретить экосистемам предлагать клиентам обязательные пакеты услуг.
- Государственная экосистема. Чтобы развивать конкуренцию и поддержать более мелких игроков, ЦБ предлагает фактически создать государственную экосистему, к примеру подключить государство к развитию Системы быстрых платежей, Единой биометрической системы, цифрового рубля, платформы «Знай своего клиента».
- Отдельное регулирование банков. Отдельно ЦБ предлагает регулировать кредитные организации, которые создают экосистемы. Эти меры будут представлены в отдельном консультативном докладе Банка России, говорится в материалах ЦБ.
Что говорят компании и эксперты
В Сбербанке изучают доклад, а комментарии преждевременны, сказали в пресс-службе кредитной организации.
В пресс-службе Тинькофф Банка заявили, что регулирование рынка экосистем необходимо, когда требуется обеспечить защиту конкуренции и недопущение появления доминирующих игроков. Например, в ситуациях, когда независимые игроки активно поглощаются крупными экосистемами и перестают быть свободными в своем выборе для возможных партнерств, добавили в пресс-службе.
«Мы поддерживаем здоровую конкуренцию на рынке и равные права для всех игроков: это важный фактор в технологической отрасли, при котором на первое место выходят игроки, которые создают лучшие продукты и действуют более гибко и продуктивно. Исходя из этого, экосистемность в IT — не способ монополизации, а инструмент повышения внутренней эффективности и улучшения опыта пользователей», — сообщил Forbes руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин. Поэтому необходимость дополнительного регулирования неочевидна, по крайней мере в IT-пространстве, полагает он. «В контексте соревнования за домашний рынок отечественных и глобальных игроков важнее поддерживать равные возможности и избежать дискриминации российских компаний», — сказал Лучин.
«Существующие подходы, которые применялись к традиционным рынкам, не в полной мере отвечают тем вызовам, которые создают экосистемы», — сказал представитель МТС. «МТС, как крупнейшая российская экосистема, основанная на базе телеком-бизнеса, планирует принимать активное участие в обсуждении регуляторных вопросов, касающихся экосистем и их развития в России. Особенное внимание необходимо уделить равным возможностям развития для экосистем с разными базовыми бизнесами, которыми могут быть телеком, финансы, интернет-сервисы и другие», — сказал представитель компании.
Регулирование экосистем обеспечит защиту конкуренции на внутреннем и глобальном рынках и поспособствует развитию отечественных игроков, сказали Forbes в пресс-службе ВТБ. Банк направит свои предложения ЦБ. «Мы выбрали для себя путь открытой экосистемы», — говорится в комментарии банка. ВТБ запустил API-платформу, которая позволяет партнерам банка создавать банковские продукты под собственными брендами. Выпускать и обслуживать их при этом будет ВТБ, уточнили в пресс-службе.
«Яндекс» воздержался от комментариев.
Основное опасение регулятора в том, что развитие экосистем приведет к нездоровой конкуренции и увеличению цен на их услуги по сравнению с рыночными, предположил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.
Сейчас основной источник монополизации на рынке — финансовые возможности и клиентская база разработчиков экосистем, из-за этого уже сейчас у разных компаний разные условия старта, обращает внимание аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Дмитрий Рышков. «Со временем это может привести к тому, что на рынке останется всего 2-4 компании, что может повлечь за собой снижение качества услуг и повышение рисков утечек», — отметил он. По его словам, необходимость перехода на открытую модель работы, возможно, не вызовет негатива со стороны крупных компаний, считает он. А вот создание государственной экосистемы хоть и может помочь развиваться мелким поставщикам и разработчикам, однако повышает риск того, что лучших специалистов будут переманивать из частного сектора, добавил он.
30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes