Риск у всех на виду: несет ли фонд Кэти Вуд угрозу для рынков после краха Archegos
Громкая история с Archegos Capital Management буквально потрясла рынки. Хедж-фонд понес крайне существенные потери в связи c тем, что вложил миллиарды долларов в акции технологических компаний с кредитным плечом: по данным Reuters, Archegos занял как минимум в пять раз больше своего капитала. Все это привело к маржин-коллу — брокеры принудительно продавали часть активов компании. Выступавшие брокерами Morgan Stanley, Nomura и Credit Suisse в сумме понесли потери более $10 млрд.
Крах Archegos в полной мере демонстрирует, что на современном финансовом рынке проблемы в одном фонде могут иметь «эффект домино» и привести к массовым распродажам бумаг и потерям в других компаниях и банках. Эта история сделала актуальнее проблему системного риска, когда потери одной компании по цепочке распространяются на весь финансовый рынок. С учетом колоссального притока ликвидности на фондовые рынки с начала пандемии важно уделить внимание двум основным точкам риска. Это, во-первых, волатильные и переоцененные активы, и, во-вторых, огромные инвестиционные фонды, которые в эти активы вкладываются.
Таких фондов на рынке немало. А один из самых рискованных находится прямо у всех на виду — это американский инвестиционный фонд ARK Invest, которым руководит знаменитая Кэти Вуд. ARK Invest ориентирован на инвестиции в прорывные инновации и управляет шестью активными биржевыми фондами (ARKK, ARKQ, ARKW, ARKG, ARKF, ARKX).
Управляющую ARK Invest Кэти Вуд многие сегодня сравнивают с Уорреном Баффетом, а некоторые даже говорят, что она его превзошла.
Как фанатка Илона Маска стала звездой Уолл-стрит
Самый популярный биржевой фонд ARK Invest, ARK Innovation ETF, активы которого составляют почти $24 млрд, за прошлый год вырос более чем на 150%. Остальные фонды (ARKQ, ARKW, ARKG, ARKF), торгующиеся дольше года, также показали трехзначную годовую доходность за 2020-й. Для сравнения, S&P 500 за этот период вырос на 16,3%.
Залог успеха фонда — это вложения в быстрорастущие технологические компании, занимающиеся автономными электрокарами, искусственным интеллектом, робототехникой, финтехом, облачными технологиями и прочими инновационными отраслями. Это, собственно, и объясняет такой рост. Например, акции Tesla, которые выросли на 740% за 2020 год, составляют самую большую долю фонда ARKK — около 11%.
Но даже у такого впечатляющего роста есть обратная сторона.
Начнем с того, что уровень производительности хедж-фонда, даже такого успешного, не может неуклонно расти. Дело даже не в том, что компании в портфеле вряд ли будут расти всегда трехзначными темпами — тут мы не угадаем. Хотя и это вызывает печальные сомнения: во время просадки акций технологических компаний семь недель назад, из-за которых обрушился Archegos, основной биржевой фонд ARKK упал более чем на 20% — это достаточно серьезно. Тем не менее сама Кэти Вуд настроена крайне оптимистично и ожидает продолжения стремительного роста своих фондов.
Проблема в другом. Впечатляющие результаты ARK привлекли более $45 млрд с начала 2020 года в его активы под управлением. То есть количество вложенных средств за 2020 год выросло более чем в 10 раз. Когда фонды растут, большие суммы мешают их управляющим так же ловко маневрировать, как когда эти фонды были маленькими. Большому фонду становится сложнее продать акции дороже и купить дешевле, так как другие инвесторы будут повторять их действия, снижая таким образом доходность фонда.
Предсказать успех Tesla: как женщины совершили прорыв на фондовых рынках
Например, 20 января ARK приобрел 175 000 акций компании Paccar, а на следующий день, когда стало известно, что эти бумаги приобрел знаменитый фонд, акции взлетели на 7% только по этой причине.
Первая проблема в том, что инвесторы бездумно копируют действия фонда, а значит, многие акции в портфеле компании вполне могут быть переоценены. Вторая — фонд на следующий день не имел возможности докупить акции по такой же низкой стоимости и приобретал их по значительно более высокой цене. Еще проблематичнее ситуация становится, когда крупный фонд владеет акциями компаний с небольшой капитализацией. Если ARK начнет продавать, например, акции Tesla, то это значительно не повлияет на их стоимость, потому что капитализация Tesla превышает $650 млрд и доля вложений ARKK в ее акциях составляет менее 0,4%. Однако, по данным FactSet, на конец января 43,5% средств ARK вложены в акции компаний, из которых фонду принадлежит не менее десятой части их акций в обращении.
Например, в начале 2021 года фонд владел почти 30% акций биотехнологической компании AquaBounty с рыночной капитализацией в $595 млн. Аналогично фонд держит более 20% акций таких компаний как Personalis, Nano Dimension, Syros Pharmaceuticals. Конечно, если фонд владеет больше чем 10% акций компании в обращении, то продать эти акции дорого будет практически нереально. Если ARK начнет избавляться от бумаг небольших компаний, они начнут падать в цене, принося фонду потери. И таких компаний у фонда почти половина — хорошего в этом мало. Как говорится, когда у вас есть несколько акций, вы владеете ими, но когда у вас много акций, тогда уже акции владеют вами.
Что делать фонду, который понимает, что его размеры привели к тому, что он владеет слишком высокими долями акций? Есть вариант — перестать брать деньги инвесторов. Но этот вариант не каждому по душе.
Вторая опция — начать вкладываться в компании с высокой капитализацией, которые фонду будет легче продать в случае необходимости. По данным Morningstar, фонд Кэти Вуд как раз с 31 октября 2020 года по 31 января 2021 года открыл крупные новые позиции в 10 компаниях, семь из которых имеют рыночную капитализацию более $30 млрд, а у трех (Novartis, PayPal и Baidu) рыночная капитализация превышает $100 млрд. Возможно, понимание рисков подтолкнуло фонд к приобретению более крупных компаний.
Сегодняшний финансовый рынок — это ящик Пандоры, наполненный рисками, которые практически невозможно оценить. И если у каких-либо еще компаний начнутся проблемы, как у Archegos Capital Management, это приведет к просадкам акций и потерям хедж-фондов. Среди особенно волатильных бумаг немало быстрорастущих акций высокотехнологичных компаний (в том числе и с небольшой капитализацией), которые составляют основную долю вложений фонда Кэти Вуд.
Если эти акции начнут падать в цене, фонду будет не так просто от них избавиться. Акции могут начать дешеветь в процессе продажи не только из-за действий и размера фонда, но и из-за того, что такие бумаги будут продавать и другие инвесторы, понимающие, что ARK владеет серьезной долей этих акций.
Несомненно, за последний годы ARK Invest заработал много денег. Нельзя заранее предсказать, будут ли миллиарды, вложенные в фонд в этом году, иметь такую же отдачу, как в прошлом. Но сложно отрицать тот факт, что увеличение размера фонда и высокая доля владения акциями создает дополнительную неэффективность и риски. Мы живем в интересное и нестабильное время щедрых вливаний денег от регуляторов и образования пузырей. И перед тем, как вкладываться в быстрорастущие компании и фонды наподобие ARK, имеет смысл неоднократно подумать. Неспроста в кругах инвесторов есть поговорка: «Ликвидность есть только тогда, когда она вам не нужна».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Колонка не является инвестиционной рекомендацией.