К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Господдержка в пандемию позволила россиянам избежать кредитной ловушки

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Режим экономии, прямые выплаты населению от государства и реструктуризация банковских кредитов отрицательно сказались на показателях микрофинансовых организаций. Люди меньше обращались к ним за кредитами. МФО рисковали закончить год в минусе, но снятие карантинных ограничений и новогодние траты позволили им нивелировать падение. В этом году МФО рассчитывают на восстановление спроса на сверхдорогие займы

Почти весь кризисный 2020 год россияне меньше обращались за сверхдорогими деньгами в микрофинансовые организации, следует из исследования компании «Займер» (по данным «Эксперт РА» за первое полугодие 2020 года, занимал второе место по общему размеру портфеля микрозаймов).

Аналитики компании проанализировали данные Банка России и пришли к выводу, что в первом квартале 2020 года в целом на рынке МФО объем выданных россиянам займов уменьшился на 6% по сравнению с тем же периодом 2019 года, а во втором квартале он рухнул на 29,7%. В третьем падение замедлилось — до минус 3,7% год к году.

Кроме того, за первые девять месяцев года средняя сумма займа выросла всего на 0,9% год к году, при этом годовые темпы инфляции за тот же период оказались значительно выше — 3,7%. Если средняя сумма займа растет быстрее инфляции, значит, можно говорить о реальном росте. Если же динамика совпадает с инфляцией или ниже нее, то это означает стагнацию или отрицательный тренд развития, говорится в исследовании «Займера». К примеру, c 2016 по 2019 год рост средней суммы займа превышал рост инфляции, что говорило о потребностях населения в больших объемах заимствований.

 

У самого «Займера» во втором квартале из-за пандемии снизился объем выдачи на 7% по сравнению с предыдущим кварталом — до 3,3 млрд рублей. Средняя сумма займа опустилась до уровня 2019 года — 5300 рублей.

Похожую динамику зафиксировал и управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» (бренд «Деньги сразу») Леонид Корнилов. В пандемийные месяцы (апрель-июль) объем выдачи компании «Деньги сразу» упал на 27% по сравнению с первым кварталом 2020 года и вернулся к прежним значениям только в августе. «Очевидно, что некоторые люди брали в эти месяцы займы на конкретные неотложные цели», — говорит Корнилов. При этом средний чек в эти месяцы не менялся — в 2020 году он составил 13 199 рублей.

 

В CarMoney максимальное снижение средней суммы займа зафиксировали в мае: показатель упал на 7,8% в сравнении с февралем того же года, сообщил Forbes представитель компании.

Кредиты под 365% годовых: как ростовщики ломают жизни заемщикам

Что это значит

Снижение показателей проходило на фоне резкого падения реальных доходов населения: по данным Росстата, в целом за год падение составило 3,5%. Россияне почти весь прошлый год вынужденно экономили. К примеру, в январе-октябре 2020 года расходы на конечное потребление упали почти на 10% в годовом выражении, фиксировали аналитики Банка России.

 

Но «Займер» в своем исследовании настаивает, что прямой связи между падением доходов и снижением спроса на услуги микрофинансовых организаций нет — россияне просто перешли в 2020 году на экономный режим потребления и стали осторожнее относиться к заимствованиям.

Возможно, причина совсем не в этом. Cнижение доходов не спровоцировало спрос на микрозаймы благодаря мерам поддержки, которую правительство оказывало гражданам в период пандемии, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Например, в июне-июле 2020 года на каждого ребенка выплачивали 10 000 рублей. Кроме того, банки предлагали своим клиентам реструктуризацию кредитов, поэтому они не ушли в сегмент микрозаймов.

«Как правило, люди берут микрозаймы от безысходности, а в пандемию правительство предложило альтернативу, — сказала Орлова. — Кроме того, у людей, которые перешли на удаленную работу, образовались дополнительные сбережения: они меньше ходили по магазинам, больше сидели дома».

В периоды кризиса спрос на микрокредиты сильнее реагирует на снижение доходов, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Как правило, люди с низкими доходами — потенциальные клиенты МФО — сильнее страдают от падения в экономике, и у них возникает резкая потребность в кредитовании. Но во время первой волны спрос на микрозаймы не вырос из-за ограничения предложения. Многие МФО были вынуждены приостановить работу в силу карантинных ограничений. Отчасти снижение спроса объясняется тем, что люди, будучи заперты дома, прекратили тратить деньги на большинство услуг и товаров, добавляет он.

Миллиард взаймы: как построить успешную компанию на микрозаймах для Индии и Африки

 

Что будет дальше?

Осенью 2020 года крупнейшие микрофинансовые организации уже увидели рост спроса на свои услуги, благодаря чему, по данным НБКИмикрофинансовым организациям и кредитным потребительским кооперативам удалось закончить год с показателями почти на уровне 2019 года — в 2020 году они выдали 18,78 млн микрозаймов или займов «до зарплаты» (до 30 000 рублей), что на 0,9% меньше, чем в 2019 году. А опрошенные Forbes МФО и вовсе смогли закончить год в плюсе. В  2020 году «Деньги сразу» увеличили выдачу кредитов на 22% по сравнению с 2019 годом. Объем выдачи микрокредитов «Займера» увеличился на 36% — с 12,2 млрд рублей до 16,7 млрд рублей. 

Рост объема выдачи микрозаймов в «Займере» объясняют «оптимизмом» населения из-за постепенного снятия карантинных ограничений осенью. Новый год усилил спрос на микрозаймы в IV квартале. Кроме того, после пандемии несколько небольших игроков рынка МФО ушли с рынка, что позволило крупным игрокам увеличить предложение, отметил представитель «Займера».

Наталия Орлова считает, что оптимизма здесь нет — рост объемов выдачи микрокредитов в четвертом квартале объясняется отсутствием новых мер по реструктуризации со стороны банков. «Клиенты исчерпали эту возможность в первую волну, а во вторую потеряли. Миграция слабых заемщиков в сегмент МФО — это стандартное поведение во время кризиса. В первую волну этого удалось избежать благодаря действиям банков и ЦБ», — сказала она Forbes.

Рост выдачи микрозаймов в IV квартале отчасти объясняется, действительно, ослаблением карантина и постепенным восстановлением экономической активности населения, полагает Владимир Тихомиров. «В этот период выросло кредитование не только в МФО, но и в банках. Это может быть связано с эффектом девальвации рубля, который начался в начале III квартала. Она, как правило, подстегивает потребительский спрос: люди ожидают, что ценники начнут меняться и берут кредиты, чтобы успеть совершить покупки по прежним ценам», — сказал он.

 

В дальнейшем «Займер» прогнозирует возвращение к росту спроса на займы микрофинансовых организаций со стороны россиян при условии дальнейшего восстановления экономики. Это произойдет из-за отложенного спроса — россияне будут брать более длинные кредиты, «более соответствующие размеру выросших финансовых потребностей», говорится в исследовании.

Корнилов из «Финбридж» более осторожен в оценках — он не исключает, что если ситуация в экономике ухудшится, то микрофинансовые организации снизят уровень одобрения заявок. Компании ужесточили свои скоринговые модели за время пандемии, подчеркивает он.

Сумма для обсуждения: о чьих деньгах говорили в 2020-м

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+