К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пузырь «популярных акций»: как долго миллениалы будут скупать бумаги своих любимых компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Политика низких ставок и упрощение доступа к фондовому рынку привели к появлению весомой прослойки розничных инвесторов, которые покупают бумаги тех компаний, с продукцией которых они более всего знакомы, — Facebook, Apple, Tesla и т. д. В итоге на фондовом рынке создается пузырь и его ждет тот же финал, что был у предыдущих пузырей — доткомов, ипотеки, биткоина и т. д., считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов

Финансовые рынки, особенно в США, очень любят создавать разные аббревиатуры: от исторических ФРС, NASDAQ и S&P 500 до современных FANG, PIGS, ZIRP и FOMO. Как раз последние две (Zero Interest Rate Policy и Fear Of Missing Out) и стали квинтэссенцией динамики фондового рынка в эпоху пандемии. При снижении ставок к нулю и запуске «печатного станка» на триллионы долларов и евро главы ЦБ заявляют своей целью стимулирование экономического роста, снижение безработицы и социального неравенства. Но даже они вынуждены признать в глубине годового отчета ЕЦБ, что их действия скорее увеличивают неравенство и преимущественно обогащают богатых через рост стоимости финансовых активов и недвижимости. Также это является трансфертом от тех, кто копит, тем, кто покупает акции и «мусорные» облигации на заемные средства.

Обычно фондовый рынок отражает баланс между страхом и жадностью. Однако нулевые процентные ставки и избыточная ликвидность от ЦБ трансформировали «страх потерять» в «страх упустить шанс заработать», так как стало слишком дорого бояться: за деньги на счете или в краткосрочных надежных облигациях в лучшем случае ничего не заплатят, а в худшем, как в еврозоне, еще и удержат по отрицательной ставке. А с другой стороны, отовсюду слышны истории успеха: удвоение, утроение и даже десятикратный рост стоимости акций компаний новой экономики или производителей вакцин (Tesla, Zoom, Moderna и т. д.) менее чем за год.

Неудивительно, что розничные инвесторы агрессивно нарастили свое участие в фондовом рынке. Демократизация рынка и значительное упрощение доступа к торгам позволили новому поколению инвесторов выйти на рынок по одному клику в приложении без необходимости тратить время и деньги на покупку паев взаимных фондов или ETF, не говоря уже о вложениях в хедж-фонды. Более того, они осознали возможность сэкономить на плате за управление и успех, так как трек рекорд профессиональных управляющих за прошлые рыночные циклы показал незаслуженность комиссионных не только у хедж-фондов (2–20%), но даже у пассивных инвестиционных фондов (1–1,5%).

 

Основными бенефициарами такого институционального сдвига в поведении частных инвесторов стали онлайн-брокеры (число новых торговых счетов у Schwab, E*Trade и TD Ameritrade более чем удвоилось за год, до 1,5 млн в I квартале 2020-го) и новый финтех-стартап в этом секторе — Robinhood, через его приложение на рынок в I квартале пришло около 3 млн новых игроков. Это в три раза больше, чем в IV квартале 2019 года!

Какие же активы предпочитают покупать эти новые «сам себе трейдеры»-миллениалы? Их выбор основывается не на фундаментальном анализе или детальном прочтении финансовой отчетности и ее моделировании — они покупают акции компаний, с продукцией которых они более всего знакомы, и считают себя способными и далее менять мир к лучшему. Это прежде всего все те же Facebook, Apple, Netflix, Google, Amazon, Tesla, Zoom и прочие технологические, потребительские и фармацевтические компании. Также периодически выстреливают совершенно неожиданные идеи покупки забытых или сильно перепроданных классическими участниками рынка сектора: авиалинии, круизные компании, казино и даже нефтегазовые компании — достаточно лишь «раскрутить идею», что скоро снимут карантин, изобретут вакцину или произойдет еще какое-то маловероятное событие. А потом идея теряет актуальность, и акции этих компаний возвращаются обратно к своим фундаментально более обоснованным уровням.

 

Показателен пример акций пионера сланцевой революции в газовой промышленности США, компании Chesapeake, которые выросли в начале июня почти в 10 раз за несколько дней до объявления о банкротстве компании.

Так, может, и классическим инвесторам стоит кардинально поменять свои модели инвестирования и перестать тратить огромные средства на зарплаты аналитиков с дипломами Лиги плюща? Может, действительно проще мониторить список самых популярных позиций среди клиентов Robinhood и следовать за толпой? Может, в посткоронавирусном мире инвестиций перестала работать старая аксиома follow the smart money, где smart — это хедж-фонды, и уже реально надо бояться только упущенной прибыли?

Наблюдаемый сейчас пузырь «популярных акций» — это не долгосрочный сдвиг инвестиционной парадигмы, а лишь еще одно из проявлений «нерациональных излишеств» по Гринспену (irrational exuberance), которое в итоге ждет тот же финал, что и прошлые пузыри: доткомов (2000), ипотеки (2008), биткоина (2017), акций каннабисных компаний (2018) и т. д. Поэтому стоит сохранять выдержку и балансировать между желанием заработать на отскоках рынка и страхом потерять на возобновлении медвежьего тренда. А он неминуем на обострении отношений США и Китая (для Трампа это последняя разменная монета в борьбе за сохранение поста на ноябрьских выборах), структурном падении потребительских расходов из-за пандемии и риске повышения налогов в США в случае весьма вероятной победы Байдена.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+