К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уставшие банкиры: почему многие банки оказались перед сложным выбором — или отказ от работы, или сдача лицензии?

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Российские банки в этом году продемонстрируют минимальный рост, а большинство сегментов будут стагнировать. Доля госбанков снова вырастет, а многие банки поменьше оказались перед сложным выбором — или добровольный отказ от работы, или сдача лицензии

Банк России подвел предварительные итоги деятельности банковского сектора в 2019 году. Согласно отчету «О развитии банковского сектора», чистая прибыль банков составила 1,7 трлн рублей, что на 73% больше, чем в 2018 году. Однако, как констатировали в ЦБ, значительная часть этой прибыли — «бумажная», то есть связанная с переходом на новый формат отчетности (МСФО 9) а также досозданием резервов банками под управлением ФКБС в 2018 году, что «съело» значительную часть прибыли.

Если исключить эти технические факторы, то получится, что прибыль сектора в прошлом году составила лишь 1,3 трлн рублей против 1,5 трлн рублей в 2018 году. Зарабатывать банкам становится все сложнее: на рынок негативно действуют сразу несколько факторов.

Охлаждение всех кредитных сегментов

Прошлый год ознаменовался постоянными дискуссиями о возможном «перегреве» рынка необеспеченного потребительского кредитования. Банк России критиковали (на мой взгляд, не всегда оправданно) и призывали принять необходимые меры. Ответом стало ужесточение норм по формированию резервов в этом сегменте: согласно указанию регулятора, коэффициенты риска с 1 октября 2019 года стали зависеть от показателя предельной долговой нагрузки (ПДН) заемщика. Проще говоря, ЦБ ограничил для банков возможности по наращиванию объемов выдачи необеспеченных кредитов. Как итог, за 11 месяцев прошлого года прирост составил лишь 20,1%, что уже ниже, чем в позапрошлом году. В 2020 году в этом сегменте вряд ли стоит ждать положительной динамики, даже если ставки будут и дальше снижаться.

 

Еще один сегмент рынка, динамика которого стала сходить на нет к концу года, — это ипотека. Несмотря на то что ставка по ней опустилась до рекордно низкого уровня (немногим выше 9%), прирост портфеля к 1 декабря 2019 года не превысил 15,6%, а объем выдач составил 2,5 трлн рублей (на 6,3% ниже, чем годом ранее). Но в нынешнем году рынок вряд ли достигнет даже этих показателей. Во-первых, ставки — едва ли не основной драйвер этого года — уже не будут падать столь стремительными темпами. Во-вторых, реальные доходы населения не растут (правильнее сказать — только-только прекратили падение), то есть на эффект отложенного спроса рассчитывать не стоит.

«Выдохлось» и автокредитование. Так, если в июле прошлого года прирост портфеля за месяц составил 2,5%, то уже в сентябре снизился до 1,5%, а в октябре и ноябре — до 0,7% и 1%, соответственно. В итоге за 11 месяцев 2019 года объем автокредитов вырос на 15,6%. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 2019 год рынок новых автомобилей в стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,3%. Да, активнее развивается сегмент автокредитов на подержанные авто, однако это означает и более низкий «средний чек», поэтому в 2020 году автокредитование тоже придет к нулевой динамике.

 

Что касается корпоративного кредитования, то темпы его роста позволяют говорить не просто о замедлении, но уже о настоящей заморозке. Прирост кредитов юрлицам составил лишь 4,5%, притом что в 2018 году за тот же период объемы кредитования увеличились почти на 6%. Кредитный портфель компаниям МСП за 10 месяцев 2019 года вырос лишь на 1,3%. Драйверов роста, которые могли бы переломить этот тренд, не наблюдается и среди «корпоратов».

Таким образом, ключевые кредитные сегменты в этом году перейдут к стагнации, даже если они росли двузначными темпами в прошлом году. При этом ощутимой разницы в темпах роста различных видов кредитов ожидать не стоит.

Риск процентных ножниц

Свою роль играет и проводимая регулятором денежно-кредитная политика. Ключевая ставка находится на своих минимумах, при этом регулятор в конце прошлого года дал понять, что политика ее снижения может быть продолжена и в 2020 году.

 

Значит, банки будут и дальше терять маржу. Кроме того, усиливаются риски «процентных ножниц», когда длинные и дешевые кредиты выдаются за счет коротких и относительно дорогих депозитов. В ЦБ уже предупредили, что зависимость банков от краткосрочного фондирования остается высокой, составляя 61,8% по состоянию на 1 октября 2019 года. Для сравнения: в конце 2014 года этот показатель не превышал 40%.

Компенсировать снижение процентных доходов и избежать угрозы «процентных ножниц» можно только благодаря росту доли комиссионных доходов или некредитных услуг. Только вот рассчитывать на существенный рост в этом сегменте вряд ли возможно. Основные составляющие непроцентных доходов банка — это расчетно-кассовое обслуживание (РКО) и продажи комиссионных продуктов (например, страхования). При этом в данных сферах уже наблюдается постепенное насыщение рынка. Рассчитывать на значительный прирост комиссионных доходов смогут только те игроки, кто предложит рынку не просто РКО с добавлением «витрины продаж» различных продуктов и услуг, а выстроят полноценную экосистему, заточенную под потребности малых и средних предприятий (МСП).

Экосистемы ведут к росту концентрации

Создание такой экосистемы — удел крупных банков: только они в состоянии инвестировать значительные средства в ее построение и поддержание, только у них уже существует обширная клиентская база, только они располагают большими данными, необходимыми для успешных комиссионных продаж. Мы уже видим, как такие банки постепенно замыкают на себя контур большого спроса на самые разные товары и услуги. Соответственно, дело ближайшего будущего — конкуренция уже не банков, но экосистем. Очевидно, что в этих условиях мы станем свидетелями продолжающегося роста концентрации рынка.

И здесь мы подходим к главному, на мой взгляд, риску для сектора: отсутствия потенциально прибыльных ниш для большинства банков. При существующих ставках фондирования и рисках множество банков просто не могут найти свое место на рынке: конкурировать в кредитном сегменте не позволяют более высокие ставки привлечения пассивов, а строить собственные экосистемы просто не по карману. Долгое время такие игроки были активными участниками рынка банковских гарантий, однако с ужесточением для них закрывается и эта «поляна».

Термин «уставшие банкиры» появился не просто так. Какой выход для них оптимален? Это либо добровольный отказ от работы и сдача лицензии, либо продажа бизнеса. Однако покупателей на рынке сегодня практически нет, за исключением опять же госбанков, что ведет к еще большему росту концентрации.

 

Правда, что касается самих клиентов, то на них подобные события и «усталость» банкиров не отразится практически никак. Конкурентная среда может пострадать так, чтобы это прочувствовали клиенты (снижение качества услуг и рост их стоимости), только в том случае, если произойдут коренные изменения в структуре крупнейших банков (топ-20), на которые совокупно приходится свыше 83% активов банковской системы страны. Но пока что крупный частный банкинг демонстрирует свою готовность и способность успешно конкурировать с госбанками и в кредитном, и в некредитном сегментах бизнеса.

10 лучших банков для российских миллионеров — 2019

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+